Мафия просыпается
Если спросить среднестатистического пользователя Facebook: «Ну что, может, в "Мафию"?» — он с готовностью кликнет на букву M в нижнем левом углу экрана (вдруг уже набралось нужное количество энергии? Не убили ли враги? Не прислали ли бонус друзья?). Но Орхан Азаев, азербайджанский студент, живущий в Лондоне, имеет в виду другую «Мафию». Это разновидность салонной игры, за которой еще с середины восьмидесятых коротают время на всем постсоветском пространстве. В «Мафию» играют где угодно, если собирается компания больше десяти человек: в институтских общагах, поездах дальнего следования, в клубах. В Москве, например, «Мафия-клубов» как минимум штук пять. В Баку, как утверждает Орхан, еще больше. Вероятно, потому что, по утверждению одного из комментаторов в группе лондонского клуба на Facebook, игру придумали бакинские кавээнщики. За пределами экс-СССР «Мафия» известна под другими названиями, например Werewolf («Оборотень»), но распространена гораздо меньше.
Для «Мафии» не нужно почти никакого реквизита, а правила достаточно просты, чтобы новички могли освоить их в первом раунде, и при этом достаточно гибки, чтобы опытные игроки могли подстраивать их под свой уровень.
Организовать «Мафия-клуб» в Лондоне Орхан решил, поняв, что здесь мало подобных развлечений. Единственное, что как-то напоминает салонную игру, — это pub quiz, викторина в пабе, на которой накачавшиеся пивом люди в растянутых свитерах страшно радуются, угадав третью строчку из песни лягушонка Кермита. Вряд ли так станут проводить вечер пятницы русскоговорящие студенты Лондонской школы экономики.
«Город такой, что очень скучно», — считает Орхан. Прямо скажем, спорное заявление: в Лондоне проблема, скорее, в том, что выбор слишком велик. С другой стороны, логику Орхана легко понять, если прогуляться в Сохо около полуночи и посмотреть, как борется со скукой английская молодежь. А на «Мафии» все чинно: атмосфера напоминает «Что? Где? Когда?», сидят приличные люди, никто не вываливается из дверей бара с сигаретой в одной руке и с пинтой в другой, никто не мочится на стену и не дерется с полицией. Первое собрание лондонского «Мафия-клуба» прошло в клубе Hey Jo в подвале русского ресторана Abracadabra на Джермин-стрит. Обстановка для игры с таким названием почти идеальная, что-то среднее между борделем и логовом семьи Сопрано: обилие розовой и бордовой драпировки, кресла с позолотой, красная подсветка, писсуары в виде пухлых губ. Где-то за углом наверняка поджидают суши, кальян и караоке. Десятисантиметровые шпильки и шаль LV как униформа, бархатные пиджаки и блестящие кроссовки. Колонки надрываются «Прибалтийским романом» с Лаймой Вайкуле и Борисом Моисеевым. Потрясающий эффект мгновенного перенесения с Пикадилли в ресторан «Баку» на Соколе. Или в санаторий «Джубга».