Кадр из фильма «Решение уйти»
Фото: CJ ENM Co
Кадр из фильма «Решение уйти»

Одним абзацем

В «Решении уйти» Пак Чхан-ук не изменяет себе, он снова создал детектив о трагической любви, достигнув высочайшего мастерства в режиссуре. Мелодрама об отношениях следователя и обвиняемой в убийстве мужа простая и пошлая только на словах — на деле каждый элемент в фильме зарифмован, а история описывает жизни нескольких поколений людей, изможденных тяжкой работой. Пак Чхан-ук не находит выхода для человека, попавшего в плен своих чувств и ошибок, а предлагает дать бой судьбе, даже зная, что победить ее невозможно.

Подробно

Пак Чхан-ук — один из наиболее известных режиссеров волны нового корейского кино 2000-х годов. Его репутация, как и у Ким Ки-дука («Весна, лето, осень, зима… и снова весна»), построена на скандальном кино с кровожадными убийствами и бесстрастными сценами секса. На самом деле жестокость и эротика соединились еще в 1970-х годах в кино японца Нагисы Осимы («Империя чувств»). Так что Пак Чхан-ук и Ким Ки-дук кардинально не открыли ничего новому миру, а фестивали заинтересовались ими благодаря их эстетическому, прежде всего цветовому, аскетизму. За чрезмерным насилием у Кима прячется ненависть к уничтожающей все человеческой натуре, а у Пака — драма от невозможности любви.

Успех к Паку Чхан-уку пришел в 2004 году, когда Квентин Тарантино наградил его «Олдбоя» призом жюри Каннского кинофестиваля. Именно с работами Тарантино, участвовавшего тогда во внеконкурсной программе смотра со второй частью «Убить Билла», сравнивали Пака: оба сняли кино о мести, поливая экран литрами крови. Только корейский фильм сложно назвать зрительским — слишком холодные, бесчеловечные эмоции у героев. Последующие фильмы в творчестве Чхан-ука были намного «теплее», но также эксплуатировали детективный сюжет, где один умышленно или случайно убивает кого-то, а второй мстит за гибель близкого человека. В своем последнем фильме Пак Чхан-ук прямо показывает, что преступная история его нисколько не интересует. Важнее всего чувства, которые и дают людям смысл жизни.

Сюжет «Решения уйти» прост только на первый взгляд: полицейские находят труп старого корейца, выдававшего документы мигрантам, главная подозреваемая — его молодая жена-китаянка Со-рэ (Тан Вэй), недавно переехавшая в страну. За расследование берется вечно уставший детектив Хэ-чжун (Пак Хэ-иль). Он плохо спит из-за нераскрытых дел. Для него работа — обсессия и единственная радость. Брак не приносит ему счастья, он живет отдельно от жены Ан Джо-ан (Ли Джон-хен) в рабочей квартире в Пусане, но на выходные приезжает к ней в туманный Ипо для секса, потому что «без него половина пар разводится». 

Новый проект Пака, как и большинство предыдущих картин, — шедевр с точки зрения режиссуры и сценарного мастерства. В XXI веке сложно заинтересовать кого-либо жанровым кино, но автор находит способ: он выстроил фильм на «джамп-катах» — кратких прыжках во времени. Это четко передает ощущение жизни детектива, маниакально стремящегося раскрыть преступление и потому засыпающего за рулем. Пак Чхан-ук также мастерски работает с запахами: сигареты, женские духи, несвежая рыба и гниющий труп — все можно почувствовать сквозь экран, все рифмуется. Это нужно режиссеру не только для эмоционального насыщения картины, но и для сюжетной заряженности. В «Решении уйти» нет типичных для жанра пауз, где главный герой объясняет произошедшее, — вместо этого автор предлагает зрителю самому угадывать, зачем камера останавливается на тех или иных деталях. Например, в начале фильма напарник следователя О Су-ван (Ко Ген-пхе) в порыве злости курит ему в лицо — позже оказывается, что Хэ-чжун пообещал жене бросить курить.

Сценарий, написанный Пак Чхан-уком с его постоянной соавторшей Чон Со-ген, структурно напоминает псевдоинтеллектуальный дебют Ларса фон Триера «Элемент преступления» (1984), где детектив проходит по пути маньяка, чтобы так найти преступника. Только у Триера на первом месте стояло барочное изобразительное решение — для Пака важнее всего мелодрама чувств, прикрытая погоней следователя за виновным. Об истинных приоритетах режиссера можно понять по второстепенной линии, где Хэ-чжуну сообщают о краже редких черепах. На это дурацкое дело Пак Чхан-ук тратит экранное время, чтобы намекнуть: фильм — вовсе не про поимку злодея, а про сгоревшие души людей.

Автор снова показывает историю разрушающей все и вся любви, но в этот раз основная эмоция его картины — усталость. Хэ-чжун чувствует себя живым только рядом с Со-рэ из-за адреналина в крови, опасности отношений с убийцей, а ей искренне нравятся его ухаживания. Но их любовь невозможна, ведь детектив никогда не сможет забыть о нераскрытом деле, а женщина будет тому вечным напоминанием. Пак Чхан-ук не видит выхода из этой ситуации, потому что в его мире человек не властен над своими чувствами и судьбой. Когда Со-рэ помогает Хэ-чжуну уснуть, она предлагает ему представить себя медузой, дрейфующей по волнам океана. Этот сладостный образ особенно отзывается во время больших потрясений, когда хочется сбежать куда-либо от постоянного стресса. Только Пак в очередной раз показывает, что от судьбы не убежать, надо принять ответственность за совершенные ошибки. Только в «Решении уйти» он приходит к этому выводу не с суровым укором, как в «Сочувствии господину Месть» (2004), и не с игривой улыбкой, как в «Служанке» (2016), а со слезами сожаления и понимания.