Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Первые сообщения о массовой гибели пчел появились еще в середине нулевых. В России об этом заговорили летом 2019 года. Предполагается, что пчелы гибнут из-за обработки полей пестицидами и заражения клещом Варроа. По некоторым данным, в прошлом году в стране погибло около 100 тысяч семей. Официальной статистики нет, тем не менее Россельхознадзор и Минэкономразвития поспорили о том, кто виноват и что делать, а Госдума попросила Генпрокуратуру докопаться до истины.

Тем временем в Европе идет кампания по защите пчел: в голландском Утрехте крыши автобусных остановок покрыли газоном, на котором вырастут цветущие растения, а Еврокомиссия пообещала в ближайшие три года выделить 120 миллионов евро на поддержку сектора пчеловодства в ЕС. В апреле этого года самый большой в мире порноресурс PornHub запустил канал Beesexual, где рассказывается о нависшей над пчелами опасности.

В России проблемами пчел на высокотехнологичном уровне занимается пока только один предприниматель — Максим Денисов. Началось это случайно. Несколько лет Максим помогал отцу объезжать его пасеки и задумался о том, как сократить время осмотра каждого улья. Так появилась идея системы наблюдения за пчелами, которая будет измерять влажность и температуру внутри пчелиного жилища, а также следить за скоростью перемещения пчел.

В 2016 году пилотный проект удаленного контроля за пчелами получил положительные отзывы от Высшей школы экономики. После этого Денисов оставил работу инженера в Yota Devices, учредил компанию «Пчелиный дом» для разработки одноименной системы слежения, собрал команду инженеров и закончил трехмесячные курсы пчеловодов.

Российская система состоит из нескольких датчиков и устройства, которое собирает всю информацию и отправляет ее в облачный сервис. Таким образом хозяин может узнать, как дела на пасеке, не заглядывая в каждый улей. Устройство похоже на усовершенствованную видеоняню: например, в него можно встроить видеокамеру и микрофон, чтобы узнать о начале роения. В будущем Денисов планирует научить систему распознавать заболевших пчел.

Фото: Egor Kamelev/Pexels
Фото: Egor Kamelev/Pexels

Интерес к разработке «Пчелиного дома», по словам Денисова, есть не только в России, но и в других странах. Поскольку у нас больше распространены частные пасеки, а, например, в США, Канаде и Германии — промышленное пчеловодство, команда Денисова параллельно разрабатывает два продукта, чтобы удовлетворить запросы и тех, и других. Промышленная система уже проходит тестирование на нескольких предприятиях в России и за границей.

Для продвижения своего проекта и поиска инвесторов команда Денисова стала резидентом Фонда «Сколково». Таким образом «Пчелиный дом» получил доступ к возможностям, которые предоставляет фонд компаниям-участникам: это и налоговые льготы, льготы по уплате страховых взносов и таможенных платежей, микрогранты и доступ ко всем мероприятиям Инновационного центра «Сколково», где резиденты презентуют свои проекты потенциальным инвесторам.

По оценке Денисова, ущерб от массовой гибели пчел для российской экономики составляет 5 миллиардов рублей в год, поэтому его команда планирует уже в следующем году передать проект системы для частных пасечников на тестирование. Система для предприятий уже готова, сейчас она обкатывается на российских и зарубежных предприятиях и, по его словам, показывает результаты, превосходящие показатели западных аналогов.

Автор: Евгений Еремкин