Вопрос пенсий стал одним из трех наиболее часто упоминавшихся в обращениях граждан во время прямой линии президента в этом году. Рост продолжительности жизни, снижение уровня рождаемости, увеличение числа пенсионеров делают поиск надежного, прозрачного и эффективного механизма перераспределения текущих доходов государства, бизнеса и работающего населения в пользу выплат пенсионерам ключевой задачей долгосрочной социальной стабильности.

История современной пенсионной системы 

После 1990 года пенсии в России выплачивались за счет государства и работодателей. Для управления этими средствами был создан Пенсионный фонд. Но реформа 1991 года не только «сожгла» накопления населения, но и надолго сделала бюджет дефицитным, а работодателей — весьма недисциплинированными в части сбора пенсионных взносов.

После кризиса 1998 года, в 2002 году, была предпринята новая попытка кардинально обновить пенсионную систему, добавив в нее механизм накопительных пенсий и их рыночного инвестирования. К сожалению, кризисы 2008 года и 2014 годов, падение доходов бюджета и недостаточный контроль за участниками пенсионного рынка привели к необходимости «заморозить пенсионные накопления». Более того, было проведено изменение пенсионного законодательства, которое привело к пусть не очень большому и постепенному, но все же повышению возраста выхода на пенсию.

Стало очевидно, что необходима еще одна реформа системы инвестирования пенсионных накоплений, которая учтет уроки прошлого и создаст новые механизмы эффективного сбережения и прироста накопленных средств.

Если говорить в политических терминах, то государству нужны социально ответственные партнеры для решения пенсионного вопроса. Если оставаться в поле экономики — нужно дополнить инструментами действующую пенсионную систему так, чтобы она могла адаптироваться под будущие вызовы и запросы.

Пенсионная развилка

Абстрагируемся от текущей экономической повестки правительства и рассмотрим пенсионную стратегию граждан в инструментальном разрезе. Тут как в сказке. Налево пойдешь — высокий доход от банковских депозитов найдешь, но недолго, так как ставки снижаются, плюс есть постоянный риск девальвации. Направо пойдешь — негосударственные пенсионные фонды с различными стратегиями, но непредсказуемым будущим. Прямо пойдешь — долгосрочное страхование жизни с защитой от неожиданностей, но не очень предсказуемым доходом.

В отличие от сказочных персонажей, граждане могут сойти с этой дороги, выбрав работу с финансовыми инструментами — открыть индивидуальный инвестиционный счет и покупать/продавать все, что нравится, в попытке «обыграть рынок». При этом надо помнить, что очень небольшое число сограждан может самостоятельно сформировать и, главное, управлять своими портфелями, постоянно отслеживая быстро меняющийся рынок и совершая торговые операции на разных площадках.

В ближайшие полтора года большинство работающих граждан получат еще один инструмент. Они начнут сами доплачивать за будущую трудовую пенсию. Это не только покажет всем, как формируются пенсионные выплаты. Правительство и регулятор должны быть готовы к новым вопросам и запросам граждан по части пенсий.

Страховка vs гибкость

Задача, которая стоит перед правительством, звучит так: необходимо объединить лучшие стороны существующих финансовых продуктов. Долгосрочность — от пенсионных фондов, страхование — от страховых компаний, гибкость — от управляющих компаний.

Вопрос — как этого достичь. Нужно ли объединять эти виды бизнеса под одной лицензией или создавать «комплексные продукты», как, например, кредит со страховкой жизни, — вопрос дискуссионный. Более того, для «продвинутых» инвесторов, имеющих знания, время и деньги для самостоятельного построения своих инвестиционных стратегий, конечно, нужно сохранить все разнообразие возможностей, снизив простор для «регуляторного арбитража».

И главное, государство может и, видимо, обязано сохранять «пояс безопасности» в виде государственного (гарантированного) пенсионного обеспечения. Но конкурентная среда частных инвестиций, основанная на негосударственных пенсионных фондах и страховых компаниях, могла бы существенным образом повысить доходность инвестиций и обеспечить необходимый уровень сервиса. И заодно помочь создавать систему негосударственных «длинных денег», находящуюся за пределами госбанков, бюджета и Пенсионного фонда.

Пристройка к фондам

Как убедиться в том, что, дополнив систему, выстроенную на базе ПФР и НПФ, продуктами страховых компаний, мы на практике расширим базу пенсионных инструментов? Только проведя эксперимент.

Для этого не требуется каких-либо сложных шагов. Достаточно уравнять в части налогов правила корпоративных программ НПФ с такими же программами страхования жизни. Так, на большой выборке мы через несколько лет увидим возможное распределение спроса (то есть желание людей делать выбор) и протестируем гипотезу о возможном притоке дополнительных ресурсов на новый сегмент рынка.

Эксперимент в таком виде отчасти повторит советский опыт. Тогда страхование как элемент пенсионной системы также дополняло трудовую пенсию. Однако сегодня нам надо понять, работает ли это в рыночных условиях.

Куда вкладывать

Остается главный вопрос: на базе каких инвестиций такая система сможет получать доходы, чтобы в будущем распределять их в пользу пенсионеров? Ведь если инвестиции накоплений осуществляются только внутри страны, то, по определению, одни граждане (работники, бизнес, молодежь) формируют доходы других (пенсионеры, инвалиды). 

Сегодня целый ряд стран, таких как Япония или Швейцария, зарабатывают на своих заграничных инвестициях десятки миллиардов долларов. США, имея огромную отрицательную международную позицию (более 8 триллионов долларов), «умудряются» получать доход от своих иностранных инвестиций больший, чем выплачивают по своим внешним обязательствам. Мы же, как страна с большой внешней инвестиционной позицией, «вкладывая» во внешний мир почти 400 миллиардов долларов, еще и «доплачиваем» за это, получая отрицательный чистый инвестиционный доход.

Для эффективного решения вопроса инвестирования пенсионных накоплений и страховых резервов необходимо не только разрешить вложения в иностранные активы, но и всячески их стимулировать, позволяя нашей стране получать дополнительный доход, который накапливается внутри нее за счет высокого положительного сальдо внешней торговли.