Фото: Пресс-служба премии «Автомобиль года»
Фото: Пресс-служба премии «Автомобиль года»

Ɔ. Шесть призов Volkswagen — ожидаемый результат?

Эту марку в России давно можно называть «народной». Ее любят за соотношение цены и качества. Посмотрите, сколько на дорогах седанов Polo, кроссоверов Tiguan и внедорожников Touareg. Если говорить о KIA, которая завоевала четыре приза, то в России им удалось найти своего покупателя за счет грамотного позиционирования. Их аудитория — молодежь. У марки отличный дизайн. Согласитесь, что, например, у модели Proceed есть что-то от Porsche Panamera. Не стоит забывать, что многие выбирают себе автомобиль по внешнему виду, а о его повадках и проблемах узнают позже. Извините, но тут прямая аналогия с браком. Дать по-настоящему глубокую оценку автомобилю можно, лишь «прожив» с ним года три. Вообще, если посмотреть не только на первые места, а на тройку или пятерку, то вы убедитесь, что это все бестселлеры (на двоих у Volkswagen и KIA в августе почти треть всех проданных в стране легковых и легких коммерческих автомобилей. — Прим. ред.). Люди голосуют за эти машины, потому что уже ими владеют. 

Ɔ. Почему премия опирается на мнение потребителей, а не экспертов отрасли? 

Нужно разобраться, кто такие эти «эксперты отрасли», о которых вы говорите, и чем они отличаются от простых покупателей. У покупателя экспертиза больше, они отдают голоса за автомобили, на которых сами же и ездят. Разве не эксперт — человек, который пользуется конкретной машиной уже три или четыре года, несколько раз прошел с ней ТО и знает, как она себя ведет зимой? Такие люди, приходя в дилерский центр за «обновкой», зачастую удивляют сотрудников своими знаниями, хотя, по идее, все должно быть наоборот. В то же время есть экспертное сообщество, к которому в какой-то степени отношусь и я. У нас бесконечные тест-драйвы, мы катаемся на новых машинах, которые в силу маленького пробега не могут вызывать головной боли. Кроме того, некоторые мои коллеги во время работы «прикипают» к определенным брендам, начинают им симпатизировать. Тут возникает конфликт интересов. Так чье мнение более ценное? 

Фото: Сергей Киселев/Коммерсантъ
Фото: Сергей Киселев/Коммерсантъ

Ɔ. Какие наиболее яркие тенденции вы сейчас видите на рынке?

Их несколько. Во-первых, продолжает стираться грань между классами: становится сложнее разделить «малый», «средний» и «бизнес». Технологии и качество, которые еще вчера были доступны лишь в бизнес-классе, сегодня спустились в массовый сегмент. Я говорю об интеллектуальном управлении, безопасности и мультимедиа. Во-вторых, производители стали больше думать об экологичности. Теперь это не просто слова, а тренд всей индустрии. Но основной тренд, по моему мнению, связан с ростом китайских брендов. Посмотрите на российский рынок, их здесь уже больше десяти. Такая же экспансия сейчас идет по всему миру. Лучшим китайским автомобилем в России водители выбрали Haval F7x, и я их понимаю. Это достаточно привлекательная машина, в ней есть что-то от кроссоверов BMW. Да, качество этой марки пока недотягивает до французов, корейцев и тем более немцев, но эта модель — заявка на успех. Китайцы — мудрые и очень трудолюбивые товарищи, в ближайшие два-три года они могут захватить существенную часть рынка. Почему в свое время выстрелили Hyudai и KIA? Они схантили дизайнеров, которые раньше рисовали для Mercedes-Benz и Audi. Или еще пример — англичанин Стив Маттин, создавший образ Lada Vesta, как по мне — самой симпатичной отечественной машины. Так же и китайцы. Они найдут свой стиль и расставят акценты. Сейчас это очень важно. Повторю уже высказанную выше мысль: люди сейчас покупают машины, которые им нравятся внешне, а о происхождении автомобиля думают уже потом. Кроме того, не забывайте, что и немецкие авто сейчас производят в Китае.

Ɔ. Можно ли отложить покупку автомобиля на потом или цены в ближайшее время снова вырастут? 

К сожалению, рост цен неизбежен. Из-за пандемии производители сокращали производство, а теперь спрос явно превышает предложение. Машина за миллион или в десять раз дороже — не важно, автомобилей сейчас не хватает. Кроме того, валютный курс в последнее время нестабилен. Если кто-то хочет покупать новое авто, то это нужно делать прямо сейчас.

Беседовал Никита Павлюк-Павлюченко