Фото: Apple TV+
Фото: Apple TV+

Смотреть

«Тегеран»
Автор: Моше Зондер
Платформа: Apple TV+

Не самый очевидный, но бесспорный факт: израильские сериалы в жанре шпионского триллера опережают весь остальной мир. Именно с их «Военнопленных» была списана знаменитая «Родина» Алекса Гансы. Именно израильские шоураннеры последние пять лет интригуют планету «Фаудой» — до одури напряженной историей про палестино-израильский конфликт с террористами, разведчиками и предателями в ассортименте (международные права на проект — у Netflix).

Не сбавляя ритма, автор первого сезона «Фауды» Моше Зондер конструирует новый сюжет: на этот раз центральная героиня оказывается заложницей другого конфликта — ирано-израильского. Перед нами война и миф агентки «Моссада» Тамар Рабинян (ее играет безумно похожая на оскароносную шведку Алисию Викандер израильтянка Нив Султан). Во время аварийной посадки курсирующего между Израилем и Индией самолета разведчица с помощью нехитрых переодеваний тайно просачивается в Тегеран, чтобы предотвратить надвигающийся ядерный апокалипсис.

В «Тегеране» есть примерно все, чтобы влюбиться в израильский сериал, — накал событий такой, что коленки дрожат, даже если укутаться перед ноутбуком в одеяло, а количество сюжетных поворотов просто запредельное. Не стесняются авторы и максимально натуралистичной демонстрации иранских реалий. Так, во втором эпизоде публичная казнь налогового растратчика снята хлеще, чем в любительских видео на YouTube. Наконец, это еще и неплохой ликбез по политической истории Ближнего Востока. Создатели помогают погрузиться в особенности далеко не самой известной холодной войны двух государств безо всяких учебников и википедий. И конечно, чарующий восточный колорит — куда без него. Почти все действие происходит, как нетрудно догадаться, в Иране — среди ковров, минаретов и прочего персидского шарма.

Но отметить сериал хотелось бы даже не за все вышеперечисленное, а за центральный образ. Девушка Тамар внезапно оказывается не всесильной рукой спецслужб, а обыкновенной женщиной, совершающей ошибки, переживающей о будущем и полной чувств, страстей и страхов. То есть такой же, как и все мы, в детстве наверняка не раз мечтавшие о шпионской карьере.

Смотреть, но с опаской

«Третий день»
Автор: Деннис Кэлли
Платформа: телеканал HBO (в России — «Амедиатека»)

Фото: HBO
Фото: HBO

Семь лет назад британский тандем сценариста и продюсера Денниса Кэлли и режиссера Марка Мандена родил «Утопию» — чуть ли не главный слепок предыдущих постпандемийных лет по следам свиного гриппа. Герои того несколько китчевого, визуально кислотного эпоса про лихие десятые охотились за утраченным вторым томом графического романа «Утопия», в котором его обезумевший автор скрыл последовательность атомов в молекуле вируса. Зараза могла «очистить мир от ненужной ему скверны». Тогда среди основных тем сериала, помимо внедрения биологического оружия в массы, были теория заговора, борьба спецслужб и торжество поп-культуры. В общем, все то, что так удачно перекочевало в посткарантинные умы нового десятилетия. 

Проект, отличившийся бойким сюжетом и без малого гениальным саундтреком от канадца Кристобала Тапия де Веера, сегодня действительно можно описать прилагательным «культовый». Повторить успех команда решила с новым сериалом «Третий день». Все составляющие вроде бы на месте — от игры с картинкой, которая здесь наполовину черно-белая, до блистательных мелодий все того же де Веера. Но интонация получилась совсем иная.

Герой Джуда Лоу, потерявший сына и влипнувший в финансовую передрягу, оказывается на крохотном британском острове Осия (он существует в реальности — в нулевых на острове располагался рехаб, а сейчас там можно снять домик и насладиться видами северной природы). С жителями этого места что-то не так: и крестятся люди странным образом, и в целом какие-то чересчур счастливые, а еще готовятся к какому-то загадочному этнофестивалю. Учитывая, что самому экранному Лоу нездоровится, понять, где правда, а где его лихорадочные фантазии, совершенно невозможно — на экране мелькают жуткие галлюцинации со смертью в главной роли, разгуливающей в компании толп саранчи и духов из прошлого.

«Третий день» — сериал крайне симптоматичный. О чем-то подобном в прошлом году снимал режиссер и сценарист Ари Астер и в своем «Солнцестоянии» довольно внятно обрисовал особенности и опасности религиозных сект. Но сюрреалистичный Кэлли, в отличие от похожих авторов, не отрывается от контекста и даже за хрупкой, нишевой историей про борьбу человека и общины прячет сначала политический манифест, а затем и вовсе плач по загнивающему миру. И стоит признать, что их с Манденом способы ведения разговора чертовски обаятельны. Правда, в своей полноте тандем работает лишь над первыми тремя эпизодами. Затем на посту главного героя Джуда Лоу заменит актриса Наоми Харрис, а режиссера и сценариста — группа неизвестных авторов, в результате чего взятый поначалу апокалиптичный задор улетает в тартарары, а остаток сериала превращается в обычный хоррор про выживание.

В общем, смотреть стоит лишь первую половину «Третьего дня». Если, конечно, вы тоже не можете оторваться от игры лицевых мышц «молодого папы» и любите небанально пугающие сюжеты.