Что не так

Деформирование самостоятельности начинается с самых банальных вещей: длительное грудное вскармливание, отсутствие навыков самообслуживания, когда в пять лет ребенка одевают бабушки и т.д. Все это делают взрослые, чтобы ребенок избежал трудностей и получил все самое лучшее и безопасное. И спрос на это рождает предложение. Например, игрушки начали производить в комплекте с инструкцией процесса игры, где не нужно ничего придумывать. У ребят попросту забирают возможность проявления инициативы и самостоятельности. По данным исследования Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета, у 60% современных старших дошкольников игра сводится к примитивным действиям с игрушками. Создание воображаемой ситуации и сюжетов встречаются только у 5% детей.

Поколение «Y» пока что единственное поколение родителей, у которых есть возможность постоянного контакта с детьми — огонь палками разводить не нужно, а убитый мамонт уже есть в магазине. Ребенок постоянно находится в сопровождении взрослого, и ему не нужно особо думать, чем себя занять, — за него уже все придумали.

График детей расписан по минутам — сад, кружок, который выбрала мама, домашние задания и т.д. Свободное время вгоняет детей в ужас, они не знают, что с ним делать и как себя занять. Если у них есть четкая инструкция, они чувствуют себя в безопасности. Это приводит к инфантилизму современной молодежи, которая вырастает беспомощной и неспособной принимать решения.

Зачастую взрослые не задумываются, что своей опекой заглушают полезную, самостоятельную деятельность детей. Ребенок способен ставить цели, достигать результатов, решать свои элементарные детские проблемы и придумывать себе занятие без помощи «мам-пап». С этого и начинается путь будущего самостоятельного взрослого. 

Инструментарий для родителей

Варианты решения проблемы развития самостоятельности были выдвинуты еще в начале ХХ века педагогом Марией Монтессори. По ее мнению, стремление делать все самому и стать независимым от родителей заложено природой. Малыш сам познает этот мир, а взрослые должны стать союзником, создать условия и попутно не загубить врожденное желание свободы. Необязательно бежать по первому «ма-а-ам» — зачастую ребенок просто не хочет разбираться сам, однако ему нужно дать эту возможность, даже если это займет больше времени.

Ребенок должен пройти свой путь взросления методом личных проб, ошибок и побед, где родителю отводится место наставника, а не прислуги. Подобный подход к воспитанию облегчает детям вступление на путь самостоятельности.

Иллюстрация: Wikimedia Commons
Иллюстрация: Wikimedia Commons

Ребенка учит то, что его окружает

В развитии ребенка родители играют первостепенную роль, но, как уже сказано выше, это роль мудрого тренера, а не обслуживающего персонала. Именно мама с папой создают среду для воспитания своего ребенка. Этой средой может стать и обычная квартира, если ребенку предложить участвовать в делах семьи и доверять небольшие бытовые задачи. Детей захватывает процесс готовки, ремонта, уборки и т.д. Для них это игры, где можно научиться оценивать ситуацию, понимать, что они делают и как.

В наших детских садах, работающих по методу Монтессори, обучающая среда разделена на несколько зон: практической жизни, языковую, зону моторики, сенсорики, математики и естествознания. Книги, игры и головоломки располагаются по возрастанию сложности и так, чтобы ребенок мог без проблем их увидеть, сам решить, во что поиграть, взять, а потом убрать на место. Все материалы для занятий обычно сделаны в одном экземпляре, даже если детей несколько. Дети сами выбирают, играть командой или поодиночке. Существуют вариации индивидуальной, коллективной деятельности или работы в мини-группах. Но конечный выбор всегда остается за ребенком. 

Дайте свободу решать самому

Иногда ребенок боится сделать выбор. И это нормально. Любое решение меняет его маленький мир, и он сам учится нести за это ответственность. Умение сделать «свой выбор» является большим шагом к самостоятельности человека. Мама с папой должны согласиться с решением малыша — это может быть выбор одежды для похода в садик или новой игрушки. Помочь родителю научить ребенка не бояться принимать решения могут несложные правила: 

— Показывать решительность на своем примере. Рассказывать истории из своей жизни и объяснить ребенку свой выбор; 

— Сократить варианты. Например, предложить почитать сказку или лечь сразу спать;

— Не оберегать ребенка от ошибки, если это не касается здоровья, а также объяснять, как важно порой ошибаться. Он поймет последствия и будет подходить к выбору осознаннее;

— Вместе фантазировать. Например, предложить ребенку выбрать какую-нибудь суперспособность или вместе придумать окончание сказки.

Если ребенку не давать возможность выбора, став взрослым, он будет бояться ответственности и постарается всячески ее избегать. 

Не губите инициативу — поддерживайте

Детям свойственно врожденное стремление познавать мир. Задача взрослых — сохранить это качество и дать возможность проявлять инициативу. В этом поможет: 

— Ослабление контроля. Дети могут многое, если взрослые предоставят им такую возможность. Они найдут выход из тупика и доведут дело до задуманного конца самостоятельно. А если нет — сами попросят подсказку;

— Поддержка увлечения, даже если нет уверенности в результате. Даже если родители были правы и у ребенка ничего не вышло — он попытался и получил опыт, а не бросил задумку в самом начале;

— Помощь в познании сильных сторон. Малыш не замечает свои способности, но со стороны они видны. Ему нужна подсказка, в чем он хорош. Это будет шагом к обретению уверенности в себе. 

Как убить самостоятельность

Уничтожить самостоятельность легко:

— Делать за ребенка. Одевать, кормить, решать его детские проблемы, выбирать досуг. Ребенок усвоит этот урок и поймет, что напрягаться, думать ему особо и не нужно;

— Разговаривать в повелительном тоне. Ребенок будет выполнять все свои обязанности. Но не благодаря собственному осознанному выбору и желанию, а из-за страха перед родителями;

— Помогать из сочувствия. Ребенок не помогает с уборкой или уходом за домашними животными, и родители делают это за него, потому что «он еще маленький». В таком случае ни о какой самостоятельности и говорить не стоит;

— Высмеивать неудачи. Малыши еще не способны действовать четко, они неуклюжие и забавные — взрослых это часто веселит. Не стоит даже по-доброму смеяться над попытками что-то сделать. Ребенок может потерять веру в себя или перенести модель «клоуна» и во взрослую жизнь.

В современном мире, который стремительно меняется, решительность и умение нести ответственность за свои решения остаются одними из самых важных навыков. Если стремление ребенка к самостоятельности сломали, не стоит ждать, что он вырастет самодостаточной личностью. Родительское кредо «только я знаю, как будет лучше моему ребенку» приводит к появлению людей, постоянно ждущих помощи, указаний, инструкций и одобрения от авторитета. Но будет ли такой человек счастлив?

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь