Скриншот видео: Алексей Навальный/YouTube
Скриншот видео: Алексей Навальный/YouTube

14 марта экспертный совет премии «‎Белый слон»‎ опубликовал заявление о выходе из состава ее учредителей Гильдии киноведов и кинокритиков. Под заявлением экспертного совета подписались колумнист «‎Сноба»‎ Юрий Богомолов, главред журнала «‎Искусство кино» Антон Долин, одна из основательниц журнала‎ «‎Сеанс» Любовь Аркус ‎и другие кинокритики и киножурналисты. 

Конфликт возник после того, как большинство членов экспертного совета «‎Белого слона»‎ предложили вручить премию в номинации «‎Событие года» Алексею Навальному и его творческой группе «‎за серию новаторских документальных фильмов-расследований». «‎Это решение впервые за 22 года существования премии вызвало конфликт между экспертным советом премии и правлением Гильдии», — говорится в заявлении.‎ В ответ Союз кинематографистов РФ, члены которого состоят в экспертном совете премии наравне с другими киноведами и критиками, предложил исключить из совета не членов этой организации. После долгого обсуждения президент Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов решил вывести гильдию из состава учредителей премии.

«Мы полагаем, что возникшее противостояние наносит ущерб репутации Гильдии, остающейся заложником архаической несменяемости власти и стагнации внутри Союза кинематографистов РФ. Однако вынуждены считаться с происшедшим и, сохраняя верность духу коллегиальности и свободы выбора, берем на себя ответственность за присуждение премии "Белый слон" по итогам 2020 года, а также за ее будущее», — сказано в заявлении экспертного совета. 

Напомним, что председателем Союза кинематографистов РФ уже 24 года является режиссер Никита Михалков.  

Антон Долин, кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино‎»‎:

Я никогда в жизни не состоял в Союзе кинематографистов и не понимал, зачем это могло бы быть нужно. До сих пор не понимаю. В советское время это было важным официальным признанием того, что ты действительно имеешь право называться критиком. Но сегодня, в мире интернета и соцсетей, это бессмыслица и символика. В какой-то момент премия «Белый слон» существовала как бы под эгидой Союза кинематографистов. С другой стороны, можно было не быть его членом и голосовать в рамках экспертного совета премии. Перед экспертным советом и учредителями премии стоял выбор: оставить определенных голосующих людей, которые не хотят иметь ничего общего с Союзом кинематографистов, или отказываться от таких людей и быть премией при союзе. Сейчас всем очевидно, в какую сторону был сделан выбор. «‎Белый слон» без Союза кинематографистов — это освобождение от бессмысленного символического груза.

Я уверен, что для многих людей присуждение премии команде Навального — это жест солидарности с человеком, который по надуманному обвинению оказался за решеткой. Они хотели поддержать не просто лично его, но ту важную работу, которую делает ФБК*. Экспертный совет принял решение большинства, хотя некоторые могли считать, что фильмы Навального — это не кино, и нельзя давать ему кинопремию. Я знаю, многие так думают.

Я считаю, что фильмы-расследования Навального — это кино, потому что в них есть история, сюжет, юмор — все киносоставляющие. Если эти фильмы не соответствует каким-то канонам, которые до сих пор считались обязательными при кинопроизводстве, то эти каноны пора переписывать.

Андрей Плахов, кинокритик, почетный президент Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ)

Когда создавалась премия «Белый слон», Гильдия киноведов и кинокритиков была практически независимой от Союза кинематографистов, но он постепенно превратил ее в подчиненную структуру. Конфликт зрел и сейчас вышел наружу, когда было принято решение присудить специальный приз группе ФБК* за фильмы в жанре расследования. Союз кинематографистов и Гильдия критиков от премии «‎Белый слон»‎ отмежевались. Когда председателю гильдии Кириллу Разлогову не удалось взять ситуацию под контроль и найти консенсус, он объявил, что «Белый слон» отпускается в свободное плаванье и гильдия выходит из состава учредителей премии. Этот «развод» стал следствием давней истории «брака без любви», рано или поздно он должен был произойти. Присуждение премии стало триггером, ускорившим процесс. 

Задачи политизировать премию не было. Всегда важнее качество работ и их значение для развития кинематографа. Лауреатами «‎Белого слона»‎ в разные годы были Александр Сокуров, Кира Муратова, Алексей Балабанов, Андрей Звягинцев. В данном случае речь шла о том, что фильмы-расследования представляют собой некую новую форму документалистики, которая нашла путь к широкой аудитории. В целом в профессиональных кругах эти фильмы получили высокие оценки. Например, известный режиссер Виктор Косаковский, номинант на премию «Белый слон» в этом году за фильм «Гунда», первым сказал, что фильмы Навального и его команды сделаны очень профессионально и интересно. Были, конечно, и люди, которые посчитали присуждение приза ФБК* политизацией премии. Они полагают, что это выражение гражданской позиции, а не оценка по художественным критериям. Но я считаю, что это не так. Я знаю людей, которые голосовали, и могу сказать, что там вряд ли преобладают горячие сторонники Навального как политика.  

Кинокритика должна быть независимой. Ни в одной стране мира кинокритики не входят в какую-либо ассоциацию вместе с кинематографистами. Эти профессии антагонистичны: режиссеры снимают, а критики критикуют. Но в нашей стране так получилось, что при создании Союза кинематографистов в СССР критиков вписали туда же, чтобы все были под идеологическим контролем. Сейчас тоже хотят в какой-то степени держать все под контролем, но я думаю, что Союзу кинематографистов строптивые критики не очень нужны, вольнодумство там не допускается. Их отпустили с легким сердцем. «Белый слон» теперь в руках экспертного совета, который, возможно, преобразуется в независимую ассоциацию кинокритиков.

* Минюст России признал ФБК «иностранным агентом».

Подготовил Асхад Бзегежев

Вам может быть интересно:

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь