Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Наш соотечественник из, например, 2010 года, оказавшись вдруг на несколько минут в сегодняшнем российском мегаполисе, сразу заметил бы необычные детали. Помимо вездесущих масок из-за недавней пандемии, он увидел бы большое количество спешащих людей в яркой униформе и с огромными цветными сумками за спиной — курьеров, развозящих еду по домам. То, что раньше было роскошью, к 2021 году стало повседневностью. 

Обратившись к новейшей истории нашей страны, я попытаюсь проследить историю русского курьерского бума.

Мировая практика

Пешие курьеры существовали на протяжении всей истории человечества. Правда, доставляли они, как правило, не вегетарианский завтрак, а важные почтовые или военные послания. В Древней Греции, например, этим занимались профессиональные бегуны-олимпийцы. Они пробегали свой участок с максимальной скоростью и передавали письмо следующему бегуну-гонцу. Так, методом эстафеты, доставлялась «срочная почта».

Доставка еды, какой мы ее знаем сегодня, зародилась в 1960-х в США, а первым положенным под дверь блюдом была пицца. Постепенно к курьерским услугам приспособились изготовители бургеров и суши. С годами ассортимент расширялся.

Теперь и в России

В нашу страну индустрия доставки еды пришла в 90-е, вместе с развитием частной торговли и ресторанного бизнеса. Естественным образом ее расширение шло по аналогии с американским образцом, хоть и с отставанием на 20–30 лет. Точно так же, как и на Западе, первыми использовать курьеров начали сетевые пиццерии и суши-бары; они же долго оставались единственными, кто доставлял свои блюда. И только сейчас, спустя 20–25 лет, стало возможно заказать что угодно и когда угодно. Таков результат нескольких десятилетий развития рынка.

Уже в 2009-м стали набирать обороты компании-агрегаторы — наемные организаторы доставок. Недостаток их услуг в высокой комиссии — вплоть до 35%. Зато ресторану в этом случае не нужно утруждаться и организовывать собственную курьерскую службу, хотя при желании это тоже вариант. 

Наиболее преуспевшие среди агрегаторов сегодня — Yandex и DeliveryClub. У обеих фирм вскоре после открытия появились и собственные мощнейшие курьерские службы. Сейчас они являются едва ли не монополистами в этой сфере. Обыватель может легко узнать их сотрудников по ярким костюмам и рюкзакам — желтым у одной компании и зеленым у другой. Именно эти две компании изменили своими фирменными цветами российский пейзаж — настолько колоссален штат их сотрудников.

В середине 2010-х на новый уровень вышло изготовление, а также доставка еды по подписке: спортивные диеты, наборы для корпоративных праздников, офисные завтраки, программы похудения... Так российский рынок пополнился компаниями «Партия Еды», JustForYou, Grindin, EasyMeal и другими.

Одновременно с отраслью совершенствовался и способ заказа и оплаты. Началось все по старинке — с телефонного номера ресторана и наличных. Но уже ко второй половине 2010-х российские граждане стали все больше переходить на приложения на смартфонах и безналичный перевод денег. 

Следующей ступенью стало то, что лично я назвал бы «тяжелой артиллерией». Речь идет о присоединении к рынку доставки сетевых продуктовых магазинов. Вкусный обед на дом еще можно приписать к разовому удовольствию, развлечению. Но продукты, скажем, из «Пятерочки» под дверью — это уже образ жизни.

Наша любимая еда

Вокруг каких же именно заказов россиян строится вся эта массивная отрасль? Ответ оказывается разочаровывающе легкомысленным. Большинство населения, как дети, предпочитает пиццу. По данным исследования компании TheNPDGroup, расклад наших предпочтений выглядит примерно так:

  • пицца — 50%
  • азиатская кухня — 9%
  • бургеры — 7%

В 2017 году на российском рынке доставки еды самые высокие продажи у Dodo Pizza (годовой объем продаж 12 млрд рублей), Domino's Pizza (4,5 млрд рублей) и Papa John's (1,9 млрд рублей).

Причина популярности этих блюд на рынке доставки в том, что пицца, суши и бургеры — это простая и понятная еда, которую никто не будет готовить дома. Другое дело — заказать готовую. В пятничные и субботние вечера, например, спрос на них возрастает: друзья собираются большими компаниями и делают заказы.

Чем больше город, тем разнообразнее меню доставки. В Москве и других крупных городах сюда входит и русская, и кавказская кухни, и всевозможные ответвления азиатской, а также специальные предложения для вегетарианцев.

В небольших городах ситуация сложнее. Выбор куда уже, а возможностей для организации доставки меньше. Поскольку сервисы доставки в глубинке работают ограниченно, заведения чаще предпочитают иметь своих собственных курьеров.

Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»
Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Кто такие курьеры

Думаю, многим знаком этот момент: долгожданный звонок в дверь, знаменующий собой прибытие горячей пиццы, пряных хинкали или свежих суши. Обычно этот звонок звучит после часа нервного и голодного перебирания пальцами. Жадно хватая пакет с заказом, мы редко задумываемся о том, что за человек принес его нам. А зря, ведь это очень интересно.

Не требующая специальных навыков и даже водительских прав, работа доставщиком еды превратилась в один из самых простых и доступных способов подзаработать. Доход курьера, скажем, в Москве, при полной занятости — от 30 до 70 тысяч рублей, в Петербурге — от 25 до 55 тысяч, и от 20 до 50 тысяч в регионах. Чтобы получить больше среднего, работник должен трудиться по 12 часов в день и желательно без выходных.

Хотя большинство доставщиков принадлежит к трудовым мигрантам из ближнего зарубежья, есть среди них и немалая доля наших соотечественников.

Подать заявку на работу в одну из крупных компаний можно двумя способами: через интернет и вживую. Необходимо предоставить основные документы, включая гражданство, и пройти небольшое обучение, в том числе в режиме онлайн. При найме нового работника добавляют в курьерский чат самозанятых. Там, например, можно узнать о том, что «Яндекс» в плохую погоду выдает дождевики.

Доход пешего или велокурьера делится на следующие части: путь до ресторана — около 30 рублей, прибытие в ресторан — 55 рублей, путь до клиента — 25 рублей, прибытие к клиенту — 55 рублей. Итого получаем 165 рублей за заказ. Проезд на общественном транспорте компенсируется. Если курьер на каком-то из этапов задерживается, его штрафуют. Размер штрафа зависит от времени задержки и причины.

Пандемия

С каждым годом индустрия доставки еды набирала все большие обороты. В одном только 2018-м этот рынок вырос аж на 20%. Даже если бы ничего непредвиденного не случилось, эта тенденция продолжилась бы с неменьшими скоростями.

Ничего не предвещало радикальных перемен и в первые дни 2020 года. Россияне отгуляли праздники, наелись салата оливье и вышли на работу. В феврале лишь единицы слышали тревожные звоночки от друзей из Европы. Кто-то смеялся грустным шуткам из Италии об исчезнувшей из магазинов туалетной бумаге. Затем грянул март, и стало не до смеха.

Эпидемия коронавируса изменила жизнь планеты и почти каждого из нас. Карантинные меры и многомесячная изоляция перевернули наше представление о пространстве, времени и ежедневном быте. Ресторанный бизнес, как и многие другие отрасли, начал сыпаться как карточный домик. Но многим заведениям удалось устоять — они закрылись для посетителей и вышли на рынок доставки. Использование россиянами курьерских услуг возросло на десятки процентов. Работа доставщика еды позволила прокормиться тысячам граждан, потерявших работу из-за карантина.

Изменилось отношение и к самим курьерам. Будучи частыми объектами нашего высокомерия, теперь они превратились в спасителей. Пока мы сидели на диванах, они гнули спины и крутили педали в поте лица. Так же, как врачи и кассиры в магазинах, курьеры безропотно осуществляли крайне рискованную, но необходимую для всех работу. И если до эпидемии доставка еды часто воспринималась как дополнительное удобство, то в ее разгар она превратилась в основу нашего жизнеобеспечения.

Так поменялись наш быт, наша страна и мы сами. Постепенно российская городская цивилизация вышла на новый виток развития. Год за годом, заказ за заказом, бургер за бургером… Незаметно для себя мы оказались в будущем. Об этом стоит задумываться, когда в очередной раз мы открываем дверь усталому курьеру.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: