Кадр из фильма «Свидание» (режиссер Сидни Люмет, 1969)
Кадр из фильма «Свидание» (режиссер Сидни Люмет, 1969)

Вначале было золото. Много золота. Золота как меры красоты и как меры стоимости. Когда думаешь о Bvlgari, представляешь себе тяжелые золотые слитки, массивные цепи, браслеты, как гимнастические обручи, и перстни, увесистые, как кастеты. И даже драгоценные камни здесь всегда величиной с прибрежную морскую гальку или голубиное яйцо. Никак не меньше! Все больше кабошоны, гладкие, сумрачные, отполированные морем и временем. На самом деле стиль Bvlgari не предполагает никакой шуточной игры, никакого вычурного щегольства. Все всерьез. Извлеченные из своих бархатных футляров, эти украшения, собранные вместе, похожи на античный клад, припрятанный до лучших времен, которые так и не наступили. Но ведь надо же кому-то это носить? Вот теперь их и носят. Античные монеты в виде ожерелья возвращают нас в эпоху римских императоров и гетер, классические трубчатые обручи из коллекции Tubogas напоминают о легендарных триумфаторах в античных тогах, а пшеничные узоры коллекции Spiga вызывают единственную ассоциацию – с богиней плодородия Деметрой, которую в дни урожая полагалось задабривать пшеничными снопами.

С самого начала в основе концепции Bvlgari – культ античности. Недаром родословная этого дома имеет греческие корни и восходит к эпохе Древней Эллады. Где-то там, в дымном тумане прошлого, тускло маячит своими огнями деревушка Парамития – родина Сотирио Булгари, патриарха семейства, замечательного мастера ювелирных дел и рискового мужика. Именно он вместе с сыновьями Константино и Джорджо отправится на поиски счастья в далекую Италию. Вначале был мафиозный Неаполь, где они открыли свою первую лавочку. Но дело не задалось: в один далеко не прекрасный день греков ограбили. Потом был Рим, лавка на Виа Систина. А спустя двадцать лет на карте Вечного города появится адрес, который войдет в историю как символ наступившего нового века и одновременно как заветный пароль в царство новой роскоши, заученный наизусть всеми богатыми людьми Нового и Старого Света, – Виа Кондотти, 10. 

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Здесь фактически уже сто лет находится одна из главных ювелирных кладовых Рима. Сюда идут, как на руины Колизея, полюбоваться былым имперским величием и размахом. Это вневременная классика, чуть адаптированная к современным вкусам и в то же время демонстративно противостоящая новомодным тенденциям. В свое время владельцы Bvlgari высокомерно не заметили ни изнеженных изысков ар-деко, ни нервных извивов модерна. На фоне их солидных драгоценностей бриллиантовые россыпи других ювелирных домов выглядели маскарадным конфетти или инфантильной бижутерией для впавших в детство дам и их кавалеров. Отвергая концепцию «игры, соблазна и обмана», Bvlgari выдвинула свою систему вечных ценностей, с прицелом на классические образцы прошлого. Это не значит, что ювелиры с Виа Кондотти впрямую копировали украшения, найденные при раскопках Помпеи, или цитировали музейные реликвии Ватикана. Вовсе нет! Они настойчиво искали линию Bvlgari, находя ее то в античной Греции, то у древних скифов, то в италь­янском кватроченто, то во французском классицизме, а то и в лучших образцах римской ювелирной школы XIX века.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Но все-таки главным содержанием их поисков станет не столько искусство, сколько природа: аквамариновая рябь воды в венецианских каналах, розовое золото Аппиевой дороги на закате, изумрудный сумрак вековых платанов в садах Боргезе… Все здесь ограненное и оправленное, в золоте и платине, сияющее какой-то своей первозданной, безмятежной красотой, очень римской по стилю и очень чувственной, очень телесной по своему пафосу.

Любимый мотив всех коллекций – овал. Символ вечной гармонии и знак бесконечности жизни. Овал присутствует и в дизайне драгоценностей на каждый день (например, Bvlgari Bvlgari или Doppio Cuore). И в вечерних украшениях из знаменитой коллекции Chandra (что на санскрите означает «луна»), где белый фарфор округлой формы в сочетании с золотом и бриллиантами создавал поразительный эффект огромных снежных градин.

У Bvlgari была даже целая линия женских часов, которая так и называется, Ovale, и представляет собой коллекцию из тридцати пяти моделей скруг­ленных, гармоничных форм, с золотым браслетом из овальных звеньев.

Драгоценности Bvlgari не любят темноты банковских сейфов. Им плохо под искусственным светом за пуленепробиваемыми стеклами витрин. Они лучше смотрятся днем, чем ночью. Им надо много южного солнца. Они тоскуют по теплу женского тела. Это единственные в своем роде украшения из золота, которые, кажется, сами способны согревать – такая у них энергетика. К перстням и ожерельям Bvlgari легко привыкнуть, как к собственному отражению в зеркале. По признанию многих обладательниц Bvlgari, когда эти украшения на тебе, ты их не замечаешь, но стоит только раз забыть их надеть, как сразу чувствуешь себя раздетой.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Символично, что одной из самых верных и преданных поклонниц дома на долгие годы станет Элизабет Тейлор. Она открыла для себя украшения Bvlgari, когда снималась в «Клеопатре». Про Лиз было известно, что, как настоящая женщина, она обожает подарки и лучший способ поднять ей настроение – это подарить какую-нибудь ювелирную безделушку. Во время примерок ей не понравились металлические обручи-браслеты, и она потребовала их заменить на золотые. Режиссер Джозеф Манкевич решил не мелочиться и предложил обратиться к Bvlgari, где специально для голливудской дивы были изготовлены украшения, достойные египетской царицы. Но и на этом Лиз не успокоилась. И вот уже Ричард Бартон, Антоний по фильму и ее будущий муж № 5 по жизни, пробирается по Виа Кондотти к заветной потайной двери, спасаясь от назойливых папарацци и случайных посетителей.

Дверь, кстати, несмотря на капитальный ремонт, до сих пор сохранилась. Не говоря уже о великолепном изумрудном колье с бриллиантами, которое было подарено Элизабет Тейлор в качестве свадебного подарка вместе с огромной брошью (это был презент Бартона на помолвку). Сейчас все эти богатства выставлены в витрине среди исторических драгоценностей Bvlgari как неоспоримое доказательство легендарной неотразимости их бывшей владелицы и ювелирного искусства итальянских мастеров. С тех пор прошло полвека, но и сегодня легенда Элизабет Тейлор и ее героини Клеопатры продолжает резонировать в новых произведениях дома. Взять хотя бы коллекцию Serpenti, где центральным образом является змея – символ вечности, искушения, коварной женственности и процветания. Как известно из истории, впервые форму украшения змея получила во время торжественного прибытия Клеопатры к Юлию Цезарю в Рим в 46 году до нашей эры. А спустя десять лет укус настоящей ядовитой змеи оборвет жизнь египетской царицы, добровольно избравшей для себя именно этот вид ухода. С тех пор змея будет возникать в качестве одного из самых любимых и постоянных ювелирных мотивов, пройдя через многие произведения прикладного искусства. В наши дни она обретет свое новое воплощение в коллекции Serpenti, вобравшей в себя все отличительные особенности стиля Bvlgari: любовь к цвету и смешению материалов, авангардные ремесленныетехники, изысканные и одновременно простые формы. Ну, и ауру легенды.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Впрочем, опытные менеджеры Bvlgari прекрасно понимают, что апеллировать только к мифам пятидесятилетней давности – это рискованный и не слишком эффективный ход. Нужны новые лица, новые имена. Но кто эти дивы и музы? Этот вопрос я задал президенту компании – загорелому и оптимистичному Жан-Кристофу Бабену. В Bvlgari он недавно – всего год, но много чего уже успел: закончил долгий ремонт на Виа Кондотти, запустил новую линию женских часов Lvcea. При нем была возрождена традиция особой огранки драгоценных камней «такхти» для коллекции MVSA, но главное – он сумел уговорить бывшую первую даму Франции Карлу Бруни-Саркози вернуться к своей основной профессии модели и стать лицом бренда. Как это ему удалось? Всех секретов, разумеется, Жан-Кристоф не выдал, но дал понять, что заполучить Карлу стало возможно только после того, как ее муж проиграл президентские выборы. В противном случае пришлось бы искать на роль главной музы Bvlgаri кого-нибудь еще.

«Карла – это идеальный выбор. Она красива, умна, артистична. У нее итальянская родословная. Она знает толк в настоящих драгоценностях. К тому же так совпало, что первое украшение, которое она получила когда-то в подарок от мамы, был браслет Bvlgari. Карла мне сама об этом говорила. На мой взгляд, ее пребывание в Елисейском дворце в качестве первой дамы Франции очень украсило правление Саркози. Во всяком случае, французы сегодня с ностальгией вспоминают эти времена. И ее появление в качестве музы Bvlgari – это, кроме всего, еще и напоминание о том бриллианте, который они потеряли. Хочется думать, что только на время».

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Кстати, о бриллиантах. Коллекционеры знают, что до середины шестидесятых годов они в изобилии присутствовали в коллекциях итальянского дома, потом их вытеснили другие драгоценные камни. Сегодня, то ли под влиянием модных тенденций, то ли под нажимом Бабена, у ювелиров Bvlgari наметился явный крен в сторону бриллиантов. Во всяком случае, кульминационным событием Биеннале антикваров в Париже стало фантастическое ожерелье Ultimate Temptation Serpenti  из бриллиантов в 124,29 карата, выставленное в центральной витрине и привлекшее внимание знатоков.

Рядом в витринах я приметил небольшие сталактиты  из горного хрусталя.

– Что это значит? – спросил я синьору Лючию Сильвестри, креативного директора Bvlgari, которая согласилась продемонстрировать мне главные экспонаты коллекции.

– То, что у этой вещи уже есть покупатель.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Хрупкая римлянка в платье цвета фуксии, она все знает про эти украшения и может рассказывать про каждое долго и страстно. И про то, как подбирались камни, и как она летала ночным рейсом в Гонконг, чтобы опередить конкурентов и приобрести заветный бирманский сапфир в 58 карат, или как боролась за вот эти фантастические изумруды из Замбии, которые пошли на ожерелье из коллекции MVSA. «Сочетание зеленого и синего – это ведь очень в стиле Bvlgari», – восклицает она. В убежденности, с которой Лючия это произносит, слышатся отголоски былых баталий и споров о будущем римского дома, который сравнительно недавно вышел из-под контроля и юрисдикции семейства Булгари, перейдя целиком в ведение Бернара Арно и LVMH – крупнейшего концерна роскоши. Не приведет ли это к унификации и обезличиванию, не потеряется ли знаменитый итальянский бренд на фоне других столпов люкса, сумеет ли сохранить свою неповторимость и стиль? Наверное, лучшим ответом на все эти сомнения и вопросы стала юбилейная выставка Bvlgari на Биеннале антикваров в парижском Гран-Пале, где весь павильон был стилизован под обновленный бутик на Виа Кондотти, 10, с его торжественным мраморным входом и знакомой восьмиконечной звездой на полу.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Для большего сходства не хватало только потайной двери, декорированной под панель орехового дерева. Впрочем, на то она и тайная, чтобы никто не знал, кто в нее вошел и вышел. Самым дотошным и любопытным оставалось вести свой отсчет только по хрустальным осколкам. Когда в последний день салона я покидал Гран-Пале, в большинстве витрин Bvlgari поблескивали только они.С