Авторы доклада зафиксировали три основные тенденции: градоначальники часто подвергаются уголовным преследованиям, уровень их образования из-за почти полной отмены прямых выборов снизился, а женщины на эти позиции допускаются крайне редко.

В докладе говорится, что большинство мэров повышают. При этом эксперты отмечают, что второй по распространенности вариант развития судьбы экс-мэров (не считая тех, кто «пропал с радаров») — уголовное преследование. Ему подверглись 15 процентов бывших градоначальников — 39 человек. 

Что еще известно: 

Троих мэров обвинили в уголовных преступлениях в Алтайском крае, двоих в Дагестане, а также в Саратовской и Ростовской областях, Калмыкии и Подмосковье. В 13 процентах случаев дело прекратили, в 26 процентах следствие продолжается, в 62 — дошло до суда. Половина осужденных получили условный срок, половина — реальный.

Почему на мэров заводят дела:

Выбранных с помощью конкурса мэров чаще повышают. Те, кого выбрали в результате прямых выборов, чаще подвергаются преследованию как «более независимые», считает один из авторов доклада Андрей Максимов. По его мнению, позиции таких чиновников больше зависят от отношений с губернаторами, чем от настроений горожан.

Большое количество уголовных дел против экс-мэров — следствие системной борьбы с коррупцией, проявление внутриэлитных конфликтов и давления на действующих градоначальников, уверен эксперт.