Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института фундаментальной и клинической иммунологии Александр Чепурнов говорит, что в теории вирус имеет шанс попасть в Россию, ведь в течение инкубационного периода зараженный человек может оказаться в любой точке земного шара. 

«Его средняя продолжительность составляет одну неделю, а заразным человек становится за день до появления высокой температуры и дискомфорта при глотании. За это время, очевидно, можно добраться куда угодно. Сейчас наша страна тесно связана практически со всем миром, у России есть как пассажирское, так и грузовое сообщение с Африкой, поэтому вероятность заражения вирусом у россиян действительно есть. Тем не менее нужно понимать: болезнь практически не передается воздушно-капельным путем — опасность представляют контакты с кровью, мокротой, мочой и любыми другими жидкостями зараженного человека. Сейчас, как правило, большинство заболеваний происходит в результате неправильного обращения с телами умерших», — считает эксперт.

О вакцине: 

Чепурнов не уверен, что в России действительно есть эффективная вакцина от Эболы. «После сильной вспышки лихорадки в 2014 году правительство выделило огромные деньги на создание отечественного препарата. В 2016 году он появился, и с подачи разработчиков Владимир Путин заявил, что Россия имеет самое эффективное лекарство от Эболы в мире. С тех пор я не видел ни одной научной публикации об этом, а компетентность разработчиков и вовсе вызывает у меня сомнения, так как они никогда ранее не работали с Эболой. Именно поэтому я опасаюсь, что нормальной вакцины у нас нет, хотя в мире подобный препарат уже создан. Его разработал коллектив ученых из разных стран, сейчас лекарство полностью аттестовано. Оно позволяет защититься от Эболы не только при предварительной вакцинации, но и в течение двух дней после заражения. Более того, в 50-60 процентах случаев препарат помогает вылечиться даже при вакцинации на третий-четвертый день после появления симптомов болезни. Но мы не знаем, закупит ли Россия эту вакцину и согласятся ли другие страны ее поставить», — сказал вирусолог.

Чепурнов добавил, что пока в России были только лабораторные случаи заболевания Эболой. «Заразились только ученые, которые получили случайные шприцевые травмы в лабораторных условиях. По моим данным, все трое впоследствии скончались. Других случаев заражения в нашей стране не было», — добавил он.

Почетный вице-президент РАЕН, профессор вирусологии Виктор Зуев объясняет, что отечественный препарат — лишь профилактическое средство, которое спасает человека лишь при предварительной вакцинации. «Нужно понимать, что любая вакцина — это тот же болезнетворный агент или его фрагменты в ослабленном виде. Российскую вакцину от Эболы вводят врачам, инженерам и техническим специалистам, которые едут в очаги заражения вирусом. Инъекция вырабатывает иммунитет, поэтому Эбола им не опасна. Но отечественная вакцина не поможет, если человека по какой-то причине не привили, а он впоследствии заразился. Тогда больного надо лечить, но шансов выжить — меньше половины», — говорит Зуев.

При этом эксперт уверен, что у россиян нет поводов для беспокойства, ведь пограничные санэпидемслужбы еще ни разу не позволили переносчику инфекции въехать в страну. «Так что поводов поднимать панику нет», — заключил вирусолог.

Почему это важно:

В 2016 году Владимир Путин заявил, что отечественная вакцина против Эболы эффективнее иностранных аналогов. Позже министр здравоохранения Вероника Скворцова подчеркнула, что российские ученые создали две вакцины, причем одна подходит для пациентов с иммунодефицитом.

В июле 2019 года на международной конференции по вопросам вакцинации против лихорадки Эбола российские санитарные врачи представили новое лекарство от вируса. Сейчас, пишет «Российская газета», рассматривается вопрос о поставках отечественной вакцины «ЭпиВакЭбола» в Демократическую республику Конго.

Подготовил Тимур Меджидов.