Каждый год Gallup спрашивает американцев, насколько они довольны своей работой. Результаты опросов получаются удивительными. В 2001 году о полном удовлетворении местом работы говорил 41% американцев, а в 2019 году — уже 55%. В 2020 году, несмотря на пандемию, 89% американцев ответили, что полностью или более-менее довольны своей работой. 

Я занимаюсь с выпускниками университетов, которые ищут работу в бизнесе или правительстве и точно знают, чего они от нее хотят. Результаты опросов Gallup кажутся им странными: разве для того, чтобы быть довольным своей работой, не нужно иметь «работу мечты», где человек много получает, занимается тем, что ему нравится, полностью реализует свой потенциал и с радостью начинает рабочий день? Да не может быть, что такая работа есть у 89% людей! 

На самом деле они просто не понимают, что именно приносит удовлетворение на работе. Чтобы быть счастливым, не нужно работать на самой крутой работе и даже не нужно зарабатывать много денег. Нужно думать не о том, на какой работе мы будем счастливы, а с кем и почему: счастье приходит от людей, ценностей и ощущения самореализации.

Факторы, которые влияют на удовлетворение от работы, почти никак не зависят от сферы занятости. Во-первых, есть то, на что мы никак не можем повлиять: например, в исследовании, опубликованном в Journal of Applied Psychology, утверждается, что удовлетворение человека от работы на треть зависит от его генетики — то есть генетика определяет, как много вам нужно от работы, чтобы быть ею довольным. Есть и практические факторы: экономисты обнаружили, что повышение зарплаты влияет на настроение сотрудников, но эффект от него быстро испаряется. Лучше повышать зарплату по чуть-чуть, но часто, чем крупными суммами, но редко. 

Но сильнее всего на удовлетворение от работы влияют ценности, которых придерживается компания и коллеги. Одно из исследований гласит, что в любой точке мира на самочувствие работников влияет ощущение самореализации, признание заслуг и баланс между работой и личным временем. В коллективистских обществах уровень удовлетворения зависит и от качества командной работы, а вот в индивидуалистских у нее меньше влияния. Профессор Гарварда Ричард Хакман писал, что многое зависит и от жесткости лидера группы: участники симфонических оркестров, в которых дирижеры обычно управляют железным кулаком, на 21% были меньше довольны своими перспективами роста, чем участники струнных квартетов, в которых нет лидеров. 

Когда мои выпускники просят моего совета по поиску работы, я не отправляю их искать место, которое максимально будет соответствовать их интересам. Разумеется, не нужно заниматься тем, что ты прямо ненавидишь. Но я объясняю им, что удовлетворение можно найти в любой профессии. В конце концов, как много детей мечтают стать аналитиками отдела контроля качества? Вместо того, чтобы без устали искать идеальную работу, лучше найти место, в котором разделяют твои ценности. 

В любой профессии важно ощущение самореализации. Я советую назначить себе цели в карьере — повышение квалификации или уровня должности. И точно не советую ориентироваться только на деньги. Сразу несколько исследований доказали, что деньги как карьерная цель только негативно влияют на удовлетворение от работы. Чтобы действительно быть счастливым, нужно преследовать две цели. 

Первая — это заслуженный успех. Это примерная противоположность выученной беспомощности, термина, введенного психологом Мартином Селигманом для обозначения ощущения сломленности, присущего людям, постоянно оказывающимся в негативных ситуациях, на которые они не могут повлиять. Заслуженный успех, напротив, придает ощущение самореализации и профессиональной эффективности. Чаще всего это ощущение появляется у тех, чьи работодатели дают понятные задачи и фидбек об их выполнении, поощряют заслуги и помогают работникам в повышении их квалификации. Ищите именно такого начальника — и сами старайтесь быть таким начальником. 

Другая цель, которую определенно стоит искать в своей профессии, — это помощь другим, ощущение, что ты делаешь мир лучше. Для этого не нужно становиться волонтером или работать на благотворительный фонд — напротив, мое собственное исследование показало, что работа в некоммерческих организациях дает не больше удовлетворения, чем работа в классическом бизнесе или на государство. На любой работе можно чувствовать, что помогаешь другим. Один из моих студентов написал, почему он ушел из науки и стал официантом в Барселоне: его клиенты «важны и равны. Они равны за столами и должны быть равны в глазах официанта. Мне нравится, что я могу быть одинаково полезным и политику с первой страницы газеты, и парню, который сидит в телефоне, пока ждет свою девушку». 

Из-за того, что удовлетворение от работы зависит от расплывчатых критериев типа людей или ценностей вместо конкретных характеристик вроде рабочих обязанностей или гонорара, хорошая работа может стать плохой, даже если со стороны будет казаться, что в ней ничего не поменялось. 

Один из самых известных этому примеров находится в Библии. В Книге Бытия Бог дает Адаму (которого как результат творения он назвал очень хорошим) профессию, устраивающую обоих: ухаживать за Раем. Но уже в следующей главе, после неприятности со змеем и яблоком, Бог кидает Адама и Еву на землю и проклинает их: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю». 

Можно сказать, что Адам и Ева и так, и так были фермерами. Однако после того, как у них испортились отношения с начальством, их работа превратилась в каторгу, на которую нужно идти, чтобы оплачивать счета.

Ладно, может быть, падение первого человека и потеря удовлетворения от работы — это не совсем одно и то же, но все равно приятного в этом мало. Хорошая работа — это, может, и не Рай, но если мы знаем, чего на самом деле нужно добиваться в карьере, работа действительно может стать в радость.

Перевод The Atlantic.