Начало 2017 года ознаменовалось знаковым событием в истории нашей научно-популярной рубрики: наш читатель впервые с гордостью объявил о том, что не смог дочитать статью до конца. Не дочитывали, конечно, и раньше, но стеснялись этого. Видимо, мы, с нашей занудной решимостью достучаться до самых дальних читательских извилин, все же переступили черту. В конце концов, в первую очередь мы должны нести людям радость, и лишь во вторую — знание (в той мере, в какой оно не омрачает радости). А значит, время вернуться к самому базовому формату просветительства: вопрос — ответ. Тем более что недавние научные работы как раз содержат в себе кратчайшие ответы на простейшие вопросы — из тех, что даже самый быстрый разумом читатель успеет прочесть, не отвлекаясь на пролетевшую муху.

Итак:

1. Что будет, если две звезды столкнутся?

На этот вопрос у ученых есть длинный ответ, с формулами. Есть и краткий ответ: будет большой бабах. Но если оба ответа вас не устраивают, предлагаем прекрасную альтернативу: очень скоро вы сможете увидеть это своими собственными глазами. Примерно в 2022 году, всего через пять лет, в созвездии Лебедя возникнет яркая вспышка. Примерно вот здесь.

Если вы не понимаете, где это, то расскажем словами: летней ночью почти в самом зените висит созвездие Лебедя, похожее на крест. Так вот, чуть правее перекладины этого креста и зажжется яркая-преяркая звезда. Приготовления к этому перформансу уже в полном разгаре: там, в созвездии Лебедя, два компонента двойной звезды KIC 9832227 уже сблизились на опасное расстояние и вращаются все быстрее и быстрее, все ближе и ближе друг к другу, в пределах общей атмосферы. Через несколько лет звезды упадут друг на друга. Происходящий при этом взрыв астрофизики называют «красная новая»: красная — из-за спектра, а новая — потому что невооруженным глазом сейчас на этом месте ничего не видно, а будет звезда, видимая абсолютно всем. Но посмотреть в телескоп, как там у них дела в созвездии Лебедя, можно уже сейчас. А если вам повезет и взрыв жахнет как раз когда вы приникли к окуляру — примите наши особые поздравления. Подробности можно прочесть тут.

2. Откуда организм знает, что он не выспался?

Для чистого сердцем простеца такой вопрос вообще не представляет сложности: знает оттуда, что спать хочется! Но чуть более изощренный ум не может не встать в тупик. Действительно: вы с шести утра бегали на лыжах, а я, например, писал статью, скрючившись за неудобным столом. А один мой знакомый, страдая бессонницей, смотрел сериал «Бывает и хуже», лежа на диване. Очевидно, что с нашими организмами происходили совершенно разные процессы. Однако результат один: всего восемь вечера, а уже клонит в сон. Как именно нейроны головного мозга узнают о том, что организм устал? Как они подсчитывают, достаточно ли было сна прошлой ночью и не пора ли восполнить дефицит?

Этот вопрос прояснил Сирил Михаил и его коллеги из Швейцарии. Во всем, говорят они, виноват белок под названием ERK-киназа. Вообще киназы — это общее название белков, которые только и умеют в жизни, что привешивать фосфат на какие-нибудь другие белки (то есть фосфорилировать их). В результате эти белки становятся более активными или, наоборот, теряют силу. В числе киназ есть и такие, которые по цепочке фосфорилируют друг друга. Отчего-то природе показалось уместным использовать их в передаче различных сигналов от внешней среды к клетке. Внешний сигнал активирует первую киназу, первая активирует вторую, и так далее по цепочке. А последняя киназа активирует белок, который уже и запускает нужный ген в ядре клетки. Так, грубо говоря, и работает довольно знаменитый сигнальный каскад ERK, имеющий отношение и к раку, и к многим другим недугам (в зависимости от того, в каких клетках он поврежден).

Доктор Михаил ставил опыты на мышах и в особенности на их нейронах коры головного мозга. Выяснилось, что, когда мышь бодрствует, ERK-киназа неуклонно фосфорилируется, пока беднягу-мышь не сморит сон (фосфорилированная киназа запускает соответствующие гены). А пока мышь спит, идет обратный процесс, киназа дефосфорилируется. Когда мышь упорно трудится, киназа фосфорилируется быстрее. Исследователи вывели мышей, у которых этой киназы в нейронах нет — они спали гораздо меньше, чем обычные мыши, а главное, их сон совершенно не зависел от того, хорошо ли они спали прошлой ночью и устали ли за день.

Таким образом, ученые получили ответ на вопрос, который дураку был очевиден и без всяких исследований. Так научное познание иллюстрирует диалектическую триаду: «Все понятно — ни фига не понятно — наконец хоть что-то понял».

3. Зачем удалять детям гланды?

В те годы, когда автор этих строк наслаждался счастливым детством, было принято думать, что, если удалить ребенку миндалины и аденоиды (это называется тонзиллэктомия и аденоидэктомия), он будет реже простужаться. Автор и сам пал жертвой этой теории. Заметим, что в те поры такую операцию детям делали практически без анестезии, крепко привязав их бинтами к специальному креслу. Если кому-то кажется, что я зол и язвителен, отчасти причиной может быть та детская травма.

Сейчас, разумеется, детские страдания вышли из моды, анестезия и седация стали обязательными. Однако некоторые врачи по-прежнему считают, что гланды и аденоиды лучше удалить заранее, на всякий случай, для общего повышения качества жизни (о тех случаях, когда они закрывают просвет носоглотки и реально мешают дыханию, мы тут не говорим). Именно для таких врачей и расстарались корейские исследователи, собрав огромную статистику среди корейских детей до и после операции тонзиллэктомии.

Их вывод прост и ясен: число обращений к врачу по поводу ОРЗ совершенно не зависит от того, удалены у ребенка миндалины (а также и аденоиды) или нет. Частота таких обращений сокращается с возрастом совершенно одинаково для этих двух групп детей. У взрослых никакой зависимости также не найдено.

Таким образом, резать ребенку гланды надо в двух случаях: если (по мнению незаинтересованного врача, а лучше нескольких) они перекрывают ему кислород здесь и сейчас, или если вы намерены преподать своей малютке хороший урок ненависти и бессилия, вроде того, что получил в свое время автор. Делать это для общего оздоровления, по-видимому, все же не следует.

4. Как муравей пятится задом?

Вообразите себе свой мозг, а на его фоне — муравья. Внутри муравья тоже есть мозг, уж совсем крошечный. Представляете, как сложно таким маленьким мозгом думать какие-нибудь мысли? Притом что нейроны-то у муравья такого же размера, как и ваши.

Вот, например, задача: вы несете что-то тяжелое вдвоем, причем один из вас пятится задом. Как не сбиться с пути? Надо, конечно, ориентироваться на какие-то видимые предметы (например, пятиться под постоянным углом к солнцу). Иногда можно повернуть голову и проверить, туда ли вы пятитесь, а потом скорректировать траекторию. Вот ровно те же задачи и выполняет своим крохотным мозгом муравей, как показали исследователи из Тулузы и Эдинбурга. Муравей останавливается, поворачивается, проверяет визуальные ориентиры и вносит коррективы в свой внутренний компас, чтобы некоторое время пятиться в правильном направлении. При этом в его мозгу, и без того крохотном, взаимодействуют как минимум две разные области.

Помня об этом, нам не следует переоценивать результаты собственного мышления, какими бы блистательными они нам ни казались. При нашем-то мозге можно, наверное, постараться и получше.

5. Как едят лягушки?

Все наверняка знают, что лягушка выстреливает в муху липким языком. Но зоологи говорят, что все не так просто: если бы лягушачий язык был просто липким, как скотч, эффект был бы не столь блестящим — из мушки торчит слишком много всяких частей, и площадь контакта была бы невелика. Суть в том, говорят ученые, что язык не только липкий, но еще и очень мягкий, и он сразу обволакивает жертву со всех сторон. Да к тому же еще и лягушачьи слюни ведут себя, как неньютоновская жидкость, меняя вязкость подходящим образом.

Впрочем, что уж тут рассказывать. Это надо видеть.

Вторая часть квеста — отлепить муху от языка, когда она уже во рту и ее надо глотать. Тоже задачка не из легких. Во втором ролике видно, как лягуха решает эту проблему: в деле участвуют даже глаза земноводного, совершающее характерное «глотательное» движение. Наслаждайтесь зрелищем.

Если вы тоже имеете привычку особым образом таращить глаза во время глотания, теперь вы хотя бы знаете, как ужасно это выглядит со стороны. Это и будет главным выводом из нашего сегодняшнего обзора новостей науки.