Николай Клименюк /

18467просмотров

Apple как оплот лени, жадности и властолюбия

Фирма Apple одержала первую победу в масштабной войне против Samsung. Во всем Евросоюзе, кроме Нидерландов, запрещены продажи корейского планшета Galaxy Tab 10.1: дизайн слишком похож на iPad. Но вообще трудно быть непохожим на iPad, если состоишь из одного экрана

Фото: www.apple.com
Фото: www.apple.com
+T -
Поделиться:

Суд города Дюссельдорфа (Германия) запретил продажи планшета Samsung Galaxy Tab 10.1 на территории всего Евросоюза, кроме Нидерландов. Samsung подают апелляцию, но запрет вступает в силу немедленно, и продажи уже остановлены; нарушение запрета грозит штрафом 250 тысяч евро за каждый планшет, либо двухлетним тюремным заключением менеджменту Samsung.

В Европе корейцев засудили за дизайн, хотя в США Apple судится сразу со всеми андроид-гигантами (Samsung, HTC, Motorola) и сразу по всем фронтам: планшеты и телефоны, дизайн и интерфейс, софт и железки. Но в США дело будет тянуться еще долго — для того же, чтобы реально остановить продажи конкурента, купертиновцам понадобилась комбинация из особенно решительного суда (половина исков по интеллектуальной собственности в Европе подается в суд Дюссельдорфа, и изобретатель очень часто выигрывает) и тонкостей европейского права. Дело в том, что дизайн не патентуется, он является просто интеллектуальной собственностью, как песня или логотип. Интеллектуальная собственность защищается единым европейским законом, который позволяет вводить немедленный запрет на продажи по всей Европе (особняком стоят только Нидерланды, но и там Apple уже судятся), даже без участия в слушаниях Samsung; права же по патентам надо оспаривать в судах каждой страны Евросоюза, и результат может быть разным.

В основе запрета лежит именно дизайн, и это само по себе довольно символично. Планшет, как и смартфон с сенсорным экраном, — это новый класс приборов, и довольно очевидно, что все такие приборы должны быть похожи друг на друга, как похожи все компьютеры, кофемолки или холодильники. Трудно быть «непохожим», если состоишь из одного экрана.  

Например, всей «типичной» бытовой техникой, всеми этими кремово-белыми округлыми  тостерами, миксерами и кофеварками человечество обязано немецкой фирме Braun. Дизайн для Braun был создан представителями Ульмской школы, прежде всего Дитером Рамсом. Именно Braun одной из первых в мире выпустила компонентную стереосистему и разработала ее типичный внешний вид. Такая штука теперь есть в каждом втором доме. Braun придумали в свое время типичную стереорадиолу с прозрачной пластиковой крышкой (ее тут же нарекли «гробом для Белоснежки»), которая сменила старомодные ламповые приемники с проигрывателем наверху. Они же придумали успешно дожившую до наших дней типичную электробритву. Все европейские фирмы с удовольствием заимствовали их идеи, а Braun сохраняли лидерство на рынке, пока потребитель ценил их качество и предпочитал оригинал эрзацу. В конце концов, это просто было круто.

И это не единственный случай. До 1950-х годов типичный европейский электроприбор был прямым потомком техники, разработанной Петером Беренсом для AEG. AEG процветает и поныне. Новые сущности, которые придумали дизайнеры Баухауса и скандинавской органической школы, воплощаются всеми на свете, например, фирмой IKEA. Эти идеи для того и придумывались, чтобы, страшно сказать, менять мир и служить общему благу. И это никогда не мешало фирмам-производителям прекрасно все свои изобретения продавать. Что-нибудь похожее мы наблюдаем у фирмы Apple?

Apple тоже выдумывает новые сущности, за что им можно сказать большое спасибо. Но они хотят безраздельной власти, они стараются помешать прогрессу и застолбить эти сущности за собой. Представляете себе, какой был бы ужас, если бы все стереосистемы были только Braun? Позиция Apple — признак лени, жадности и властолюбия. Они не демиурги, которые создают новый мир (или делают мир лучше), они диктаторы, которые хотят подчинить его своей воле. Они не за прогресс, а против него, потому что они препятствуют развитию хороших идей и распространению этих самых новых сущностей.  Apple умеют, как никто другой, делать супертонкие приборы, суперъяркие экраны, суперживучие батарейки и суперкрасивый интерфейс. Это сильные конкурентные преимущества. Но запретить конкурентов, конечно, гораздо выгоднее, чем их превзойти.

Читайте также

Комментировать Всего 81 комментарий

Почему-то вы, уважаемый Николай, забываете упомянуть, что планшет как класс устройств был изобретен далеко не фирмой Apple, и за многие годы до iPad крупная фирма Microsoft всеми способами пыталась "протолкнуть" свое видение планшетного компьютера, но практически безуспешно. Почему-то Samsung не проявляла тогда интереса к планшетам, и не вела разработку своего видения в этом направлении.

Также хочется вспомнить как сильно сомневались многие игроки в успешности iPad, в его востребованности, когда только-только он был показан. Я подозреваю, что легко сейчас говорить "А как же еще может выглядеть планшет?", когда его уже за долгие годы "отточили" в дизайне и слаженности не только инженеры, но и программисты Apple. Я не поверю, что первое поколение iPad было продумано и реализовано меньше чем за год - уж слишком надежным и цельным получилось устройство. Samsung, которая до этого к планшетам интереса не питала, вдруг удалось "отточить" дизайн своего собственного планшета менее чем за год!

Но это - все лирические отступления, симпатии/антипатии. Давайте обратимся к фактам.

Apple - ленивая компания? Ленив тот, кто не занят делом. В этом смысле Apple скорее трудоголик. Придумать нормальный touch-интерфейс, вывести на рынок новые виды плеера, телефона, планшета. Не забыть при этом создать программную инфраструктуру, да еще попутно развивать ритейл (который у всех остальных благополучно загнивает). Боюсь, что это не характеристика ленивой компании. Кстати, а что инновационного вы можете вспомнить у Samsung? Я вспоминаю только интересную технологию дисплея у телефонов.

Apple - жадная компания? Компания, продающая компьютер с уже установленным действительно хорошим программным обеспечением, экономящая мне на антивирусе и обслуживании - жадная? Что касается планшетов, то факт остается фактом: цена iPad - более чем приемлема, она низкая для такого высокотехнологичного устройства. Так что, если Apple и жадная, то не за счет пользователей.

Apple - властолюбивая? Николай, а назовите мне крупную компанию не построенную по принципу корпорации? Говорить, что Apple властолюбивая, это как намекать, что Facebook хранит данные о твоих знакомых. Принцип работы любой корпорации основан на жесткой иерархии. А что касается властолюбия по отношению к пользователям, я не заметил, чтобы меня Apple как-то особенно ограничивала в моих проявлениях, более того, такие програмки как iPhoto, GarageBand и iMovie мне не раз помогали быстро и удобно сделать то, что другие компании посчитали я делать не должен без дополнительной платы (или времени для настройки и последующего ковыряния в), в том числе и для публикации здесь, на Снобе.  :)

Думаю, что у Samsung есть право скопировать то, что придумала Apple, но и у Apple есть право не давать Samsung использовать низкую цену (а я убежден, что экономия на R&D получилась у фирмы существенная) как конкурентное преимущество.

Извините, все комментарии доступны только участникам
проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала.

 

Новости наших партнеров