Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»:

Основной плюс ЕГЭ  в том, что это независимый экзамен.  Система «сами учим — сами проверяем» уходит в прошлое. Другой плюс — попытка автоматизации, которая еще не полностью состоялась. Надеюсь, в будущем экзамен будет полностью компьютеризирован, задание будет генерироваться тогда, когда ученик сядет за компьютер, и не надо будет ничего специально вводить.  Третий плюс в том, что мы входим в глобальную систему сертификации общего образования, которая позволяет выпускнику независимо от места жительства поступать не только в любой вуз страны, но и, со временем, в любой вуз мира. Несомненным достоинством ЕГЭ является мобильность: человек, живущий в бурятском селе, сможет поступить в любой московский и  петербургский вуз без необходимости куда-то ехать, нужно всего лишь послать документы.

Однако ЕГЭ — глобальный проект, очень сложный технически.  Я бы сравнил его с космическим и атомным проектами Советского Союза и в какой-то степени — с поднятием целины. Лишь в последнее время усилия государства стали более-менее соизмеримы с масштабом проекта ЕГЭ.  Главный минус ЕГЭ состоит в том, что это экзамен с огромными ставками. От него зависит жизнь. ЕГЭ является единственным показателем образовательных достижений, в этом его ключевой недостаток. Сейчас  планируется разбавить ЕГЭ внеучебными достижениями, портфолио, диктантом.

Считается, что ум школьников становится менее гибким из-за внедрения ЕГЭ — отчасти это так. В последние годы обучения в школе весь образовательный процесс затачивается под госэкзамен. Но, во-первых, дети учатся 11 лет, а не 1 год. Во-вторых, сейчас складывается интересная, уникальная ситуация, когда школа как образовательный институт проигрывает соревнование другим источникам. В этом смысле наивно полагать, что образование ребенка ограничивается только школой и теми формальными знаниями, которые он получает.

Дети и взрослые видят, что шкала достижений, которая принята в школе, не совпадает со шкалой жизненных достижений. Поэтому если они будут надеяться только на те отметки, оценки, которые получают в школе, то успеха они не достигнут. Наивно предполагать, что мы школой, учебниками и учителями ограничиваем гибкость ума, образованность и так далее — это можно регулировать, поэтому нам кажется, что от этого многое зависит. Но  клад надо искать не там, где фонарь горит, а там, где он реально закопан.

Сергей Казарновский, вице-президент российской Лиги образования, заслуженный учитель России:

В мире еще не придумали идеальную форму массовой аттестации. ЕГЭ — это не оценка знаний, а лишь оценка возможностей человека делать следующий шаг в образовании. Те, кто хотят от него глубины, никогда ее не получат.

В Соединенных Штатах эта возможность быстро и независимо оценивать знания школьников существует с 1926 года. Другое дело, что в нашей стране независимость суждений добывается кровью. Мы людоеды, мы с нелюбовью относимся к своим людям и вводим новые правила выпуска из школы, до конца не разъяснив им процедуру, не поняв все риски. Это привело к тому, что дети выбрасывались из окон, а мы ничего не могли с этим сделать. Мне приходилось проводить в первых числах сентября большие родительские собрания и объяснять, что это такое, почему это происходит и что в экзамене нет ничего страшного. У моей секретарши в прошлом году сын окончил школу, она ввела его отметки в компьютер, и в поисковике у нее вылетело сразу 15 вузов, в которые его обязательно возьмут. Только тогда она поняла бонусы ЕГЭ. У мальчика все испытания закончились в июне, а потом он все лето отдыхал и выбирал, куда ему пойти.  

А что было прежде? Люди как будто забыли, как они сдавали бессмысленные экзамены в школе по всем предметам, как оценки ставили исходя из отношений со школьными учителями, а дальше эти оценки не имели никакого отношения к поступлению в вузы, и дети шли сдавать экзамены, им брали репетиторов и так далее. Естественно, на этом этапе была колоссальная коррупционная составляющая. Сегодня все стало проще и прозрачнее.

В стране, где ничего не производится, обсуждать ЕГЭ бессмысленно. На Западе другая ментальность, там любой человек понимает, что шпаргалка и любой другой способ списывания аморален и неэффективен, потому что первые тесты на работе покажут, что ты ничего не умеешь и с такими рекомендациями дальше тебя никто не возьмет. Мы единственная страна, которая легенды про шпаргалки передает из поколения в поколение.    

Андрей Сиденко, преподаватель информатики, учитель года России — 2013:

В образовательном процессе есть огромное количество составляющих, которые нельзя оценить с помощью ЕГЭ. Нужны дополнительные инструменты, не только тестовая «часть А», возможно, возвращение сочинений, письменной части по гуманитарным предметам, где выпускникам будет предложено творчески высказать свою позицию на поставленный вопрос.

В некоторых предметах Единый государственный экзамен неэффективен как инструмент оценки знаний, и обучение сводится к «натаскиванию» на правильные ответы, а в ряде других предметов, например физика, химия, информатика, достаточно успешно выполняет свою задачу. Я могу говорить только за свой предмет, информатику, в которой единый экзамен достаточно эффективен, но есть и значительные минусы. Экзамен проходит в письменной форме, на листе бумаги, а мы учим детей программировать на компьютерах. Около 50% заданий по информатике представляет из себя как раз задания по программированию. В процессе обучения мы детей постоянно ориентируем на практический характер полученных знаний. Этап разработки программы включает в себя придумывание алгоритма решения, написание его кода, а после этого тестирование. Тестировщик - отдельная профессия, очень востребованная в современном IT-мире. ЕГЭ же не позволяет написанные задачи тестировать. То есть у ученика есть только одна попытка написать все сразу и верно.

Но есть и очевидные плюсы. Я в свое время сдавал физику, математику и русский язык три раза, т.е. всего 9 экзаменов, не считая выпускных экзаменов в школе, потому что поступал в три разных ВУЗа. ЕГЭ дает возможность абитуриентам из всех регионов поступать в ВУЗы на основании тех баллов, которые они получают за сдачу экзамена в форме ЕГЭ, который проходит в школах района. Ребятам не приходится в каждом отдельном ВУЗе сдавать по экзамену, поэтому появляется больше времени для подготовки. Огромное количество интерактивных сервисов с тестовыми заданиями, в том числе, сайты ФИПИ, Статград, Рустеста и Яндекс.ЕГЭ дают возможность ученикам опробовать свои силы в течение всего года, обратить внимание на свои слабые стороны и уделить им больше внимания. Единый экзамен позволяет всех абитуриентов уравнять в возможностях, конечно при условии, что экзамен проводится честно и по всем правилам.

Алексей Овчинников, преподаватель биологии, учитель года России — 2011:

С единым экзаменом мы работаем уже 11 лет: в нашей школе первые выпуски, сдавшие ЕГЭ, были в 2003 году. С тех пор эта процедура из эксперимента перешла в штатный режим. Структура экзамена меня как учителя устраивает. Я не вижу большой разницы между учениками, которые раньше сдавали экзамен по билетам, и учениками, которые теперь сдают экзамен в тестовой форме. Если у ученика есть определенная база знаний, неважно, в какой форме будет проходить итоговая аттестация.

Несмотря на все минусы, которые были очевидны при введении экзамена, сегодня очевидны и его плюсы. ЕГЭ совмещает в себе два экзамена — выпускной и вступительный. Ученики по результатам одного выпускного могут поступать в разные учебные заведения. Раньше у каждого вуза были свои задания, что уменьшало возможности детей, которые готовились к заданиям других вузов. Банк заданий единого экзамена стандартизирован и достаточно открыт, известны типы и примеры заданий, к ним можно подготовиться.

В последние годы настораживает феномен массового списывания. Но сейчас стараются предпринимать меры безопасности: практически все пункты оборудованы видеокамерами и металлодетекторами. Думаю, в этом году объективность результатов возрастет.

Структура единого экзамена со временем эволюционирует, появляются новые задания, где-то в этом году вводится устная часть, по другим предметам вводятся задания на компьютерах. Процедура единого экзамена и дальше будет изменяться только в лучшую сторону. 

Владимир Собкин, директор Института социологии образования РАО:

Человек ко всему привыкает. За пять лет и к ЕГЭ привыкли. Механизм запущен, но вопрос, эффективен ли он, остается открытым.

Существует много факторов, которые определяют возможности студентов из провинции учиться в Москве: например, материальное положение семьи, наличие мест в общежитиях. Неправильно говорить, что ЕГЭ снял проблемы социального неравенства при поступлении в вуз.

В ЕГЭ стали  использовать формализованные процедуры оценки знаний. Такие инструменты нужны. Проблемы очевидны: натаскивание учеников, деформация   педагогического процесса. Но есть замечательные учителя, которые как хорошо учили своих детей, так и продолжают учить вне зависимости от ЕГЭ, а посредственности остались посредственностями.

То, что сейчас начинают вводить сочинение, говорит о том, что все осознали важность социальной позиции человека, который окончил школу. Выпускникам все-таки выдают документ, который раньше назывался аттестат зрелости. Речь шла про социальную зрелость. Вузы опять возвращаются к олимпиадам, творческим портфолио, потому что они заинтересованы отобрать себе на факультеты талантливых ребят.

Главная проблема, что ЕГЭ принес в нашу жизнь оголтелую подозрительность, ожидание, что сейчас все будут друг друга обманывать: и учителя, и ученики, и руководители. ЕГЭ деформировал нравственные основания школы. Человек закончил школу, и тут он сталкивается с тем, что все его подозревают, что он будет обманывать, списывать. Педагогически это совершенно неверный подход и большое упущение.

Множество скандалов с подтасовками результатов ЕГЭ свидетельствуют о том, что наш народ хитер и умеет обходить преграды при помощи заинтересованных лиц. Известное выражение Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» — здесь, к сожалению, себя проявило в полной мере.