Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Сразу скажу, что под конец встречи, когда подошло время вопросов зала, одна из участниц дискуссии взяла микрофон и сообщила, что когда увидела анонс мероприятия, то подумала, что это такой иносказательный язык. И очень удивилась, что участники дискуссии все полтора часа действительно разговаривали только о дайвинге — о политике не было сказано ни слова.

Местом для встречи членов клуба «Сноб» с Андреем Макаревичем стал ресторан Елены Чекаловой «Поехали!», недавно открывшийся на Петровке. В ожидании главного героя вечера гости пробовали ливанский салат из киноа, корейский салат из “небитых” огурцов, тартар из говядины по-вьетнамски, карпаччо из утиного гравлакса по-скандинавски, а также крошечные печенья с цукатами, которые Чекалова сделала лично, своими руками, и другие специалитеты из меню, выдержанного в концепции «кухня путешествий». Партнером встречи выступили компания ART-TOUR и сеть курортов One&Only, совсем недавно открывшая отель на острове Хайман, неподалеку от Большого Барьерного рифа — излюбленного места  любителей подводных приключений.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

«Дайверы в зале есть? А ну-ка, поднимите руки!», - спросил Андрей Макаревич. Большинство гостей никакого отношения к дайвингу не имели — Макаревич и Дмитрий Арутюнов, генеральный директор туристической компании ART TOUR, обещали это исправить. Для затравки гостям показали небольшой фильм, снятый на Багамах — о том, как покормить акул. «Несколько раз акула, проплывая надо мной, задевала брюхом голову — знаете, ощущения были довольно приятные! — рассказал Арутюнов. — Хотя незадолго до этого я крестился в кадре». Мужчины начали убеждать собравшихся в том, что кормить акул могут даже начинающие дайверы, у которых за плечами пятидневный курс и самая простая лицензия PADI. После чего Андрей Макаревич рассказал о своем увлечении, начиная с просмотра фильма Кусто и заканчивая съемкой огромной дикой акулы на далеком от подводных туристических троп коралловом острове.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Дайверский путеводитель Андрея Макаревича

В 1956 году на экраны всего мира вышел фильм Кусто «В мире безмолвия» — первый цветной фильм, снятый под водой. Этот фильм произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Если бы с Венеры привезли фильм про инопланетян, ажиотаж был бы меньше. Снималось это все у берегов Хургады, где сейчас курорты. Там есть дайвинг, но увидеть что-то интересное достаточно сложно. 60 лет назад там были полчища акул, тысячи других крупных морских животных, которые никогда не видели человека. Я буквально сошел с ума и понял, что очень хочу оказаться под водой в тропическом море. Но в советское время это было невозможно.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Мальдивы хороши для начинающих: там много островов, практически нет волн и океан очень спокойный. Вода прозрачная, очень тепло, потрясающие коралловые сады, полный ассортимент коралловых рыб, красивых, как бабочки. Совершенно безмятежное существование на берегу. Здесь же можно наблюдать за мантами, когда планктон подходит к берегу. Мне пару раз везло: я стоял по пояс в воде, а вокруг меня кружились эти гигантские существа, каждое величиной с парашют — словами это описать сложно. На Мальдивах можно обучиться дайвингу, но мне было бы жалко времени. Я бы рекомендовал пройти курсы в Москве и приехать туда уже с сертификатом.

Потрясающе красивые места для дайвинга встречаются на всем поясе от тропика Рака до тропика Козерога. Можно нырять и на севере — в Антарктиде прозрачность воды несравненная, — просто там холодно, а я холод не люблю. Могу выделить треугольник: Галапагосские острова — остров Кокос — Сокорро. На Сокорро ходят из Мексики, из Кабо-Сан-Лукаса, и по дороге всегда отличная рыбалка — посреди океана высится огромный утес Рокко Партида, вокруг которого по-особому закручивается течение. Там ловят огромных тунцов, причем не каждого удается вытащить: часто акулы оставляют рыболовам одну лишь голову.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Галапагосы — это заповедник. Однако оттуда пару раз пытались выгонять китайских браконьеров, которые ловили акул жуткими переметами по тысяче крючков. Тем не менее там еще кипит жизнь, хотя сегодняшняя картина — бледное подобие того, что я видел 15 лет назад. Там лучше нырять подготовленным людям: не очень теплая вода, сильное течение, часто штормит. Зато там всегда можно увидеть китовых акул — они ходят кругами вокруг скалы Дарвина.

На Большом Барьерном рифе можно найти практически все. Его длина почти 2000 километров. Там трудно встретить толпу. Во всяком случае, лет пять назад можно было построить маршрут так, чтобы уйти от скоплений ныряльщиков. Там есть киты, дельфины, акулы, черепахи — все. Рыба непуганая, потому что там никогда не было охотников. Небольшие киты людей не боятся, они очень любознательные, начинают играть с дайверами.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Если подняться на гору в Кейптауне, можно увидеть, как Тихий океан соединяется с Атлантическим — в этом месте у них разный цвет! Здесь же теоретически можно полюбоваться на белую акулу. Теоретически — потому что никто не гарантирует, что она придет. Но если она окажется там, вы этого никогда не забудете. Это особенное существо.

Если хотите поплавать с черепахами, езжайте опять же на Мальдивы, или на остров Сипадан в Малайзию — туда ездят только ради черепах, или на Гавайи. На Гавайях я видел такую вещь, какой не видел нигде. Кажется, у тамошних гигантских черепах панцирь и из ружья не прострелишь, но, оказывается, они очень любят, когда им чешут спинку. Стоит один раз это сделать — и черепаха от тебя не отвяжется.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Четыре заблуждения о дайвинге

1. «Дайвинг — адреналиновое занятие»

Да упаси господь, ребята! Самое адреналиновое занятие — перебегать скоростную трассу там, где нет перехода. Дайвинг — это занятие для полнейшего расслабления. Это даже не спорт. Есть лозунг: Diving is fun! Это удовольствие. Есть, конечно, спортивные виды: подводное ориентирование, плавание на скорость и прочее, но это не интересно. Антиадреналиновость дайвинга очень просто объясняется: человек, ушедший с баллоном под воду, заинтересован в том, чтобы находиться там подольше, а запас воздуха у него ограничен. Чем более он будет напряжен, тем чаще и глубже он будет дышать, тем быстрее закончится баллон. Задача дайвера — максимально расслабиться; физических усилий, чтобы плавать под водой, не требуется, если не плыть против течения. А против течения плывут только идиоты. Лучше устроить себе дрифт и лететь по течению свободно, как птица.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

2. «Это не женское занятие и уж точно не детское»

Ничего подобного: это и женское, и детское занятие. Официально юношеский сертификат дайвера можно получить с 10 лет. Кусто подарил акваланг своему сыну, когда тому было 5 лет. И ничего, вырос хороший дайвер. Я встречал людей, которым далеко за 70, и они мне признавались, что под водой они себя чувствуют гораздо лучше, чем на суше, и я с каждым годом все больше начинаю их понимать.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

3. «Это очень опасно»

Наверное, это так же опасно, как выехать на Садовое кольцо. Вопрос лишь в том, умеешь ты водить машину или нет. Кто-то думает, что с аквалангом можно как с машиной: выучился самостоятельно, а права купил. Нет, нельзя! Обучение несложное и занимает пять дней. Это небольшая теоретическая часть и практика в бассейне. Еще совсем недавно, когда не было подводных компьютеров, которые сами за тебя считают, сколько времени надо проходить декомпрессию, нужно было самому высчитывать в уме, с какой скоростью всплывать, в зависимости от того, сколько времени и на какой глубине ты пробыл. Это было довольно нудное занятие. Сегодня у тебя на руке циферблат, где все написано. Важно: если вы боитесь воды, вам не нужно себя переламывать и погружаться через не могу. Не дай бог к вам вернется этот страх под водой, и вы можете попасть в неприятную ситуацию. Так можно и в ванной утонуть. Может, вам лучше ходить в горы или летать на воздушном шаре.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

4. «Газ в акваланге вреден для здоровья»

Во-первых, дайверы в основном дышат обычным воздухом. Есть еще найтрокс — газ, отличающийся от обычного воздуха процентным содержанием азота. Доказано, что никакого вреда в нем нет, зато на декомпрессию уходит меньше времени. Есть гелиевые смеси, но я не слышал ни об одном случае отравления ими.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Подержать акулу за хвост

Самое главное предубеждение, конечно, против акул. В мире их существует около 200 видов, одна красивее другой. Условно опасными являются 4-5 видов, безусловно опасны всего два вида — это тигровая и большая белая. Последняя крайне редка сегодня. Кроме того, любимая температура воды большой белой акулы — 14 градусов. Дайверы в такую воду погружаются нечасто. Меня поразило объявление в австралийском дайв-центре, расположенном на холодных водах: «Если вам удалось снять какие-либо редкие кадры большой белой акулы с нашей помощью, или вы заметили что-то необычное в их поведении, пожалуйста, расскажите нам! Мы практически ничего не знаем об их жизни. Мы до сих пор не знаем, живородящие они или нет».

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Тигровая акула более распространенная и водится в более теплой воде. Она знаменита тем, что жрет все, что шевелится, а иногда и то, что не шевелится. Поэтому она может тяпнуть, особенно если ты занимаешься подводной охотой. Я много лет гонялся за тигровой акулой, прежде чем мне удалось ее мельком отснять. Все акулы — очень пугливые существа, и чтобы подобраться к ним поближе, нужно обладать большим опытом. Никогда не забуду, как на Галапагосах мне жаловался местный инструктор: «Я читал инструкцию группе дайверов пять минут: не машите руками, не булькайте пузырями, прижмитесь к стене, если вы хотите посмотреть на акул поближе. В группе было было два итальянца, два русских, три американца. Они прижались к стенке, как я сказал, но, как только появились акулы, русские выхватили ножи и погнались за ними».

Акула — самое красивое существо на планете. Она совершенно не изменилась за последние 120-150 миллионов лет. Это говорит о том, что там меняться нечему, она совершенна. Не описать словами, как акула движется в воде. Она просто парит, как самолет, а если ты ее спугнул, акула делает одно движение хвостом и оказывается сразу в тридцати метрах от тебя.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Если шелковую акулу взять за кончик хвоста и загнуть его, она закатывает глазки и впадает в транс. При этом она начинает камнем тянуть тебя на дно: у них нет воздушного пузыря, и на плаву они держатся благодаря постоянному движению. Пережить это замечательное ощущение — акулий хвост в руке — мне довелось на Кубе, в совершенно нетуристическом городке Жакаре, где мои друзья выкупили участок океана, на котором раньше была промысловая рыбная ловля, и сделали там заповедник. За несколько лет они так грамотно прикормили акул, что дайверам для общения с ними не нужно ни залезать в клетку, ни надевать кольчугу.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Рыбье любопытство

В местах, где рыба не видела человека, она ведет себя очень доверчиво. Но таких мест осталось крайне мало, и попасть туда все сложнее и дороже. Есть, например, атолл между Мадагаскаром и Мозамбиком — Бассас-да-Индия, через него на протяжении столетий проходил основной морской путь вокруг Африки, там на дне огромное количество обломков старинных галеонов. Остров этот принадлежит французам, которые не пускают туда многочисленных азартных кладоискателей. А я приехал туда снимать акулу.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Крупная акула замбези, которую мы встретили у Бассас-да-Индия, вела себя совершенно беззастенчиво. Она ничего не боялась и не собиралась на нас нападать, но я понимал, что если эта здоровенная четырехметровая рыба захочет нас попробовать, ее не отпугнуть ни хлопаньем в ладоши, ни бульканьем пузырей. Она понимала свою силу. Оператору в этой ситуации легче, потому что он смотрит в видоискатель, и ему кажется, что он смотрит кино. А у меня было совсем другое отношение к реальности. По счастью, все обошлось.

Однажды мы плыли по океану в поисках китов. Это было в районе островов Тонга. Мы постоянно видели вокруг себя китов, но капитан все время говорил, что это не те киты — мы им не интересны. И вот, на третьи сутки, порядком устав и начав выпивать, мы вдруг увидели китовую семью. Киты же, в свою очередь, заметив нас, начали тереться о лодку и позировать. Они замирали в воде вертикально и все время поглядывали на нас одним глазом. Они разговаривали — это был именно разговор, а не бессмысленные звуки. Контакт с огромными разумными существами произвел невероятное впечатление.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Исчезающие миры

Если мы сравним скорость, с которой жизнь на планете исчезает, с той скоростью, с которой она развивалась, это равносильно выключению света в комнате. Каждый день исчезает бесследно один вид животных, и сделать с этим ничего нельзя, потому что человечество, к сожалению, не остановить. Кусто говорил: «Я понимаю, что подводный мир нельзя спасти. Но это не значит, что его гибель невозможно замедлить». Этим он и занимался последние 15 лет своей жизни.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Китайцы в наше время уничтожают сто тысяч акул в день — вдумайтесь в цифры! — добывая плавники для не очень вкусного супа. Такими темпами акул хватит лет на пять-десять, после чего они исчезнут, и это радикально нарушит экологический баланс в мировом океане.

Как-то раз на Галапагосских островах мы зацепились на стенке, и мимо нас пошли акулы-молоты. Они шли плотной стеной. Каждая рыбина — чушка по три с лишним метра. Я минут тридцать ждал, когда же они пройдут, выдышал весь баллон — в итоге всплывал между ними. Это было невероятным, неописуемым торжеством жизни. Сейчас такого, увы, уже не увидишь.

Фото: Дмитрий Шумов
Фото: Дмитрий Шумов

Партнеры мероприятия: сеть курортов One&Only и туристическая компания «АРТ-ТУР».