Переулки у Патриарших прудов покрывались снегом, на котором вечером, несмотря на не самую радостную погоду для гуляний, появилось много следов, ведущих к дому номер 1 в Благовещенском переулке: участники проекта «Сноб» съезжались в ресторан Ah! Beatrice, расположившийся позади дома-музея Булгакова. Главный редактор проекта Николай Усков, генеральный директор «Сноб Медиа» Марина Геворкян, директор по развитию Лика Кремер, ответственная за внешние связи Ксения Чудинова (которая половину мероприятия провела в «Аэроэкспрессе»), программный продюсер Игорь Хомский, начальник службы информации Женя Бабушкин пришли, чтобы увидеть вновь прибывших, обнять старожилов и спокойно поговорить под вино.

Активистка снобщества Лена Де Винне сновала от стола к столу, щелкая всех мобильной фотокамерой, гости подсаживались за столы к тем, кого привыкли видеть оппонентами в онлайн-дискуссиях. И вот, наконец, когда все уселись и зашелестели винными картами, вышел руководитель проекта Николай Усков, пообещав ответить на любой вопрос. Первый вопрос, поступивший из зала от Сергея Любимова: «Где же Алексей Алексенко?». Алексенко встречей не манкировал, а не смог явиться по причине воспаления среднего уха. Усков сказал, что Ксения Соколова, кажется, уехала куда-то на острова, а Ксения Собчак обычно выходит на связь после двух ночи.

Снобщество поинтересовалось, откроют ли комментарии для широкой общественности. Николай Усков со вздохом объяснил причину, по которой мы были вынуждены скрыть комментарии. «Наше удивительное правительство считает ваши комменты частью редакционной политики издания. Если мы будем готовы нести ответственность за каждое свое слово, замок снимут. Но пока нервы у всех там, — Николай двинул бокалом по направлению потолка, — напряжены, да и у нас на пределе, я бы воздержался. Это не вопрос чьей-то трусости и предательства — у нас есть установка сохранить пространство, где мы можем свободно говорить что угодно, хоть глупости и гадости». Гендиректор «Сноб Медиа» Марина Геворкян добавила, что главная задача редакции — сохранить общий дом, которым проект стал для многих за шесть лет существования.

Николай Усков рассказал о том, что как медиаменеджер он «чувствует флюиды» готовящегося перелома настроений и грядущей либерализации.

Ирина Громова поинтересовалась, что стало с Ирой Зорькиной, которая написала вызывающий пост про Доктора Лизу. Усков отреагировал довольно ровно: «Мы все должны следовать законам Российской Федерации и защищать наш ресурс от исков. Доктор Лиза не подала бы на нас в суд, но эта запись содержала клевету и дискредитировала наш проект. Пострадала репутация всех нас. Мы предпочли вернуть Ирине деньги, чем мы сейчас и занимаемся. В конце концов, это правила любого клуба — исключать человека, оскорбляющего нормы, в которые мы верим».

Надо сказать, что ценим мы абсолютно всех наших участников, но больше всего любим тех, кто не отмалчивается, а использует наш проект как площадку для дискуссий. Один из самых активных представителей снобщества Сергей Мурашов обратился с предложением вынести на обсуждение членов клуба фильм о Майдане, сделанный для западноевропейской и украинской аудитории. Николай Усков напомнил, что Россия и другие страны сегодня находятся в состоянии информационной войны: «Я общался с коллегами из США и понял, что ни у нас, ни у них нет единого нарратива, в которых мы можем верить: кто что подорвал, кто в чем виноват. Масштаб двусторонней пропагандистской войны огромный. Мне бы не хотелось, чтобы российский ресурс, издаваемый российскими гражданами, рассматривался как орудие пропаганды». Усков тем не менее обещал, что посмотрит фильм и составит свое мнение.

Разумеется, дорогая редакция не могла не одарить собравшихся новогодними обещаниями: на сайте будет больше материалов журнального формата, в феврале выйдет сборник по мотивам научных лекций под редакцией Алексея Алексенко, а летом — большая книга, навеянная литературным номером «Ностальгия». «Сноб» начнет экспансию в Европу, и к Парижской книжной выставке в марте будет готов перевод одной из книг на французский язык.

Николай Усков также не в первый раз заговорил о своей мечте сделать внутри сайта свой «Сноб» для двадцати-двадцатипятилетних миллениалов, которые говорят о моде и совриске и отрицают идеалы старшего поколения. «Они хотят нам что-то сказать, а я хочу с ними что-нибудь сделать», — сказал Усков и добавил, что в этом случае, возможно, у «Сноба» еще раз перевернется логотип.

Между столами и в курилке пошли разговоры о новогодних планах и, конечно, о кризисе, и о зарплатах, которые скоро будут выдаваться в у. е. О том, что наши дети, выучившись на историков, подумывают, что пора теперь научиться стрелять, что в нынешней экономической ситуации, возможно, придется стать пенсионером по достижении пенсионного возраста. А падающий огромными хлопьями снег как будто заглушал тревожные фразы и сглаживал острые темы. В конце концов, мы собрались и мы дискутируем, а значит, живем.

Редакция горячо благодарит всех, кто пришел разделить с нами вечер и кто задавал вопросы. Надо чаще встречаться! Обещаем к следующему разу привезти Соколову из командировок и не дать Алексенко заболеть ушами.