«Зачастую за такими попытками стоит желание скрыть свой собственный позор, позор малодушия, лицемерия и предательства, оправдать прямое или косвенное молчаливое пособничество нацистам в проведении их преступной политики», — сказал Путин во время своего выступления в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве.

По его словам, факты свидетельствуют, что «бандеровцы и другие коллаборационисты — пособники Гитлера — участвовали сами в уничтожении еврейского народа. В уничтожении евреев Львова, Одессы, Киева и других населенных пунктов Украины. Прибалтийские нацисты проводили этнические чистки в Вильнюсе и Риге, Каунасе и Таллине».

Путин напомнил, что в Европе в период холокоста были убиты шесть миллионов евреев. «Трудно поверить в эти цифры. Не просто где-то в боях, а уничтожено просто, сожжено в печах и расстреляно. В том числе среди этих миллионов и сотни тысяч наших соотечественников», — сказал президент.

Путин подчеркнул, что «основную тяжесть на своих плечах в борьбе с нацизмом вынес русский народ». Он сообщил, что 70 процентов от всех бойцов и офицеров Красной армии составляли русские. «Но здесь, в стенах Еврейского музея и центра толерантности, хочу ещё раз напомнить, что огромный вклад в победу над врагом внесли граждане Советского Союза еврейской национальности. Более полумиллиона евреев воевали в Красной армии, свыше 40 тысяч — сражались в партизанских отрядах. Практически каждый третий (27 процентов) пошёл на фронт добровольцем. И почти 200 тысяч погибли в боях за Отечество», — добавил президент.  

Российскую делегацию на памятной церемонии в честь освобождения Освенцима 27 января в Польше возглавил глава администрации президента Сергей Иванов. По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, главу России никто не пригласил. «Было письмо директора музея [Освенцима] на имя [российского] посла, где сообщалось, что будет такое мероприятие; хотите — приезжайте, если захотите — скажите, кто приедет», — рассказал министр иностранных дел Сергей Лавров.

Польский посол в Москве Катаржина Пелчинска-Наленч сообщила, что именные приглашения не посылались ни в одну страну. «Всем заинтересованным странам была передана информация, что мы приглашаем делегации на том уровне, на котором решит то или иное государство. Соответственно, решение относительно ранга репрезентации принадлежит российской стороне», — объяснила Пелчинска-Наленч.