При упоминании Карелии представляются пышные леса, скалистые берега, бурные реки и голубые озера, смотреть на которые можно бесконечно. Не менее природы интересны и города — маленькие самобытные, похожие на музеи, они сочетают в себе русское и скандинавское. Мы собрали избранные места по маршруту вокруг Ладожского и Онежского озер, куда легко добраться самому, — на машине и поездом
ВОКРУГ ЛАДОГИ И ОНЕГИ:
маршрут третий
путешествие по русской скандинавии
Петрозаводск часто становится стартовой точкой для исследования Карелии. Отсюда едут на Марциальные воды, в деревню Кинерма или в поселок Кивач, где находятся первый в Карелии заповедник и одноименный водопад. Многие в погоне за впечатлениями не удостаивают вниманием сам город, хотя здесь есть что посмотреть.

Своим появлением Петрозаводск обязан построенному в 1703 году оружейному заводу — он был необходим России для победы в Северной войне. Война закончилась — мануфактура осталась, и история города традиционно разворачивалась вокруг нее. В наше время место, где некогда стояло предприятие, стало городским кварталом, сейчас здесь неспешно гуляют жители и туристы. На территории возвели арт-объекты в виде комаров, а в бывших зданиях завода открыли бизнес-центр и выставочное пространство «Галерея промышленной истории».

Экспозиция галереи разделена на два зала. В первом — историческом — рассказывают, как на протяжении истории менялся оружейный завод: от литья пушек и снарядов до ремонта судов и производства тракторов. Это интересно хотя бы потому, что возраст некоторых экспонатов оценивают в 300 лет. Второй зал — научно-технический, здесь выставлены макеты производственных цехов и механизмов. Зал интерактивный — все объекты можно и нужно трогать, двигать и крутить.

В Петрозаводске открыт единственный в мире театр, где постановки идут не только на русском, но на карельском, вепсском и финском языках. Дело в том, что первую труппу актеров собрали из выпускников местного отделения Ленинградской художественной студии и финнов-мигрантов, которые когда-то играли в театрах Америки и Финляндии. С тех пор Национальный театр Карелии стремится сохранить местный фольклор, историю и языки народов этого края. В репертуаре театра есть и пьеса Островского «Женитьба Бальзаминова», и исторический спектакль по пьесе карельского драматурга «Земля Карельская», мелодрама «Когда чувства есть…» по мотивам финских произведений и другие постановки. Спектакли на иностранных языках идут с синхронным переводом, чтобы зрители понимали происходящее на сцене.

В полутора часах от Петрозаводска находится остров Кижи — туда можно доплыть на «Метеоре». На острове построили большой музей под открытым небом — 80 памятников русского деревянного зодчества XIV–XX веков собраны со всей Карелии. Отдельного внимания заслуживает 22-главая церковь Преображения Господня — одно из сложнейших деревянных сооружений в мире. Церковь была отреставрирована, но резной золоченый иконостас XVIII — начала XIX века — подлинный.

Кижи гостеприимны к туристам: по острову проложили экологические тропы и проводят экскурсии, мастер-классы по плетению украшений-жгутов из речного жемчуга, двусторонней вышивке, приготовлению блюд заонежской, карельской и вепсской традиционной кухни. Можно увидеть процесс реставрации старинных деревянных построек и принять участие в традиционных обрядах.

Вблизи Петрозаводска на станции Чална живет карельский Дед Мороз — Талвиукко, который даже летом с радушием встречает путешественников в своей вотчине. Гостям он предлагает познакомиться с оленями и ездовыми собаками — хаски, маламутами, самоедами, при желании можно прокатиться в упряжке. После активных занятий на свежем воздухе вам предложат травяной чай и карельские пироги.
Петрозаводск
остановка первая
В часе езды от Петрозаводска находится заповедник «Кивач» — один из старейших в России. На его территории встречаются все виды ландшафтов, флоры и фауны региона, за это заповедник называют «Карелией в миниатюре». Здесь и прозрачные озера, обрамленные лесом и скалистым берегом, и бурные потоки рек и ручьев. Над головой высятся многовековые сосны, а нога то и дело ступает на пушистый мох.

Первоначально заповедник создали для охраны карельских сосновых боров: в петровские времена их массово вырубали для промышленных нужд, и понадобилось более сотни лет, чтобы на их месте появились новые крупные деревья. Помимо сосен, на территории заповедника растут более 2000 видов растений, среди них
краснокнижная дикая орхидея «Венерин башмачок» и ценная еще с царских времен карельская береза — она издавна ценилась за уникальный рисунок на спиле ствола, напоминающий мрамор.

Чтобы познакомиться с миром карельской природы, лучше отправиться на экскурсию по экотропам. Маршрут «1500 шагов к природе» проложен вдоль реки Суна посреди таежного леса. Помимо природных красот, посетители увидят деревянные скульптуры от мастеров арт-парка «Никола-Ленивец». Например, кабанов и лисиц. Встреч с живыми лучше избегать, так что это достойная альтернатива. В дендрарии руководство заповедника предлагает любоваться карельской березой, а найти дикие орхидеи можно на маршруте по Сопохскому бору — самому длинному в заповеднике.

Несмотря на обилие троп и маршрутов, жемчужиной заповедника остается водопад Кивач на реке Суна. Хотя перепад высот небольшой — всего 10,7 метра, — он удивляет мощью и красотой. О бурных водах Кивача писали многие литераторы: Державин посвятил ему оду «Водопад», Глинка описал место в поэме «Карелия», а Случевский упомянул Кивач в очерках «По северу России». Живописное место нравится и современным туристам — соцсети полнятся фото и видео водопада с разных ракурсов. Для удобства и безопасности посетителей к водопаду проложили деревянные помосты и поставили ограждения.

КИВАЧ
остановка вторая
Древнейший город Карелии расположился у залива Ладожского озера Ляппяярви. Ранее город назывался иначе: были имена и Сордовала, и Сердоболь. В разное время город принадлежал Швеции, России и Финляндии. Последняя повлияла на исторический облик города: многие здания были построены финскими архитекторами в период конца XIX и начала XX века. Центральные улицы застроены домами в стиле финского национального романтизма, эклектики и псевдоготики. Посмотреть на них будет интересно даже тем, кто совсем ничего не знает об архитектуре.

Из Сортавалы путешественники часто едут на Валаам — добираются до него на «Метеоре» от городской пристани. Остров известен благодаря Валаамскому Спасо-Преображенскому монастырю — святыне русского православия. Главная достопримечательность расположена недалеко от пристани, к ней проложена живописная дорожка, ведущая мимо небольших часовен и яблоневого сада. Помимо главной усадьбы, в состав монастыря входят 11 скитов, разбросанных по всему Валааму, а также прилегающим небольшим островам. Дорога до них интересная — остров испещрен озерами и протоками с каменистыми берегами, и повсюду растет стройный хвойный лес. Природа Валаама не тронута человеком: монахи, жившие здесь в разные года, не вырубали деревья и использовали только те, что упали от сильных ветров. Больше того, некоторые участки леса они высадили самостоятельно, а для этого было важно подготовить почву: на естественном каменистом ландшафте острова растения бы не прижились.

Еще одно удивительное по своей красоте место, куда легко добраться самому, — горный парк «Рускеала» и его мраморный карьер. Из Сортавалы до парка ежедневно отправляются ретропоезда «Рускеальский экспресс». Сама по себе поездка станет приключением — последний подобный пассажирский поезд курсировал на маршруте в конце 70-х годов. Сегодня экспресс — единственный в России регулярный состав, действующий на паровозной тяге. Фирменный поезд оформлен в духе XIX — начала XX века: кожаные мягкие сидения, зеленая лампа с цепочкой на столе, а окна занавешены короткими портьерами с золотыми кисточками. Поездку сделает приятнее ужин в вагоне-ресторане под звуки пианино, скрипки и стука колес.
Сортавала
остановка третья
Менее чем за полтора часа ретропоезд доставляет туристов в горный парк Рускеала — главную достопримечательность Карелии. Если же в планах начать путешествие с этой точки, то из Москвы до Рускеалы тоже ходит фирменный поезд.

В горный парк едут за живописными видами: бирюзовая вода в окружении отвесных белых скал, подземные шахты и гроты, нордическая природа вокруг. Визитная карточка Рускеалы — Мраморный карьер с озером в котловане. Вода здесь была не всегда. В начале XX века на карьере велись активные работы, из-за чего котловина разрослась в размерах и многие подземные тоннели разрушились. С войной добыча прекратилась, а восстанавливать карьер взялись только осенью 1944 года. Тогда главное месторождение стремительно затапливало грунтовыми водами, поэтому было принято решение его больше не трогать. На дне до сих пор можно найти следы добычи мрамора: рельсы, вагонетки и входы в пещеры. О работе на каменоломне экскурсоводы парка рассказывают в «сухой штольне» — так называют подземные коридоры, где добывают мрамор.

Вокруг карьера проложена экотропа — самый первый туристический маршрут заповедника. Можно погулять по ней самостоятельно или присоединиться к экскурсии. Не менее интересно исследовать карьер под землей, отправившись на соответствующую экскурсию. Гиды расскажут о тайнах горнодобычи, проведут по настоящим штольням к Большому колонному залу и Подземному озеру. Стены коридоров по маршруту подсвечены сине-фиолетовыми цветами, под сводами играет фортепианная музыка — в пещерах хорошая акустика, как, впрочем, и на поверхности каньона.

Любители активного отдыха не упускают возможность погрузиться в воды Мраморного карьера и изучить затопленные артефакты горнодобычи. В парке есть свой дайвинг-центр, где можно заказать услуги инструктора и взять снаряжение напрокат. Другой способ испытать себя — прыгнуть с тарзанки над карьером и испытать чувство свободного падения. Впрочем, высота — всего 20 метров, так что полет не продлится больше трех секунд.

Недалеко расположился еще один карьер — Итальянский. Здесь силами итальянских мастеров (отсюда и название) добывали мрамор для Исаакиевского собора. Камень особенно ценился из-за своего рисунка — серый с отчетливыми белыми полосами, встречались и образцы синих и зеленых оттенков. Чтобы не повредить мрамор, применялась особенная технология его добычи: в скале вручную бурили скважину, в нее закладывали порох и взрывали породу. В результате получались огромные кубы мрамора. Карьер давно заброшен, и его облюбовали туристы: на фоне каменных блоков, гладко отполированных скал и воронок, оставшихся после бурения, получаются эффектные фото.

В пяти километрах от парка на реке Тохмайоки шумят водопады Ахинкоски. Местность может показаться знакомой: здесь снимали советский фильм о Великой Отечественной войне «А зори здесь тихие…». Всего на участке насчитывают четыре порога с водопадами, и три из них соединены экотропой с подвесными мостами.

Рускеала
остановка четвертая
Как и Сортавала, Выборг не раз менял прописку: был во владении Швеции, Финляндии и России. Поэтому Выборг внешне похож на европейский город времен Средневековья, здесь можно полюбоваться и древним замком, и городской ратушей. Самые старые постройки Выборга — Дом купеческой гильдии Святого Духа и дом горожанина на Крепостной улице, 13, предположительно им около 700 лет. От последнего в первозданном виде сохранились только стены и некоторые перекрытия, дом нуждается в ремонте, но в нем по-прежнему живут люди.

Когда Выборг входил в состав Финляндской Республики, в городе стали появляться здания местных архитекторов. Среди них — Алвар Аалто, построивший городскую библиотеку. В России он возвел лишь одно здание, но в Финляндии его личность высоко ценят: Алвар Аалто повлиял на формирование фирменного скандинавского стиля в архитектуре. Библиотека Аалто сильно отличается от привычного здания: окна здесь вставлены в потолок, чтобы создать естественное освещение, интерьер выполнен из дерева в светлых и натуральных оттенках, а для хорошей акустики в лекционном здании сделан волнообразный потолок. Не так давно библиотеку отреставрировали, и сейчас она открыта для экскурсий.

Наследие шведских баронов — парк Монрепо. Дикая нетронутая природа — каменные гроты и валуны, отвесные скалы над морем и густой лес — сочетается с памятниками садового и архитектурного искусства XVIII — начала XIX века. Сегодня это излюбленное место для прогулок горожан и туристов.

ВЫБОРГ
остановка пятая
Многие путешественники считают, что в Карелию стоит ехать только на своей машине — так удобнее всего добираться до отдаленных мест и не нужно в конце каждого дня возвращаться в город, где забронировал гостиницу. Но есть и другой способ — отправиться в путешествие на круизном поезде РЖД «В Карелию», в который уже входит туристическая программа по основным достопримечательностям. При этом экскурсии можно планировать самостоятельно, выбирая только то, что действительно нравится. Осень — идеальное время для поездки: нет изнуряющей жары и комаров. Поезд курсирует круглогодично по выходным дням.
В составе поезда — новые современные двухэтажные вагоны купе, СВ и люкс, штабной вагон с оборудованными для маломобильных пассажиров купе и вагон-ресторан, где подают блюда карельской кухни. Кстати, в стоимость билета включены завтраки. Купе вагонов класса люкс рассчитаны на двух пассажиров. Помимо спальных мест, среди удобств во время поездки — кресло и откидной столик, также в распоряжении путешественников индивидуальные биотуалет и душ.

Второй этаж вагонов имеет увеличенную площадь и более плавный ход. В каждом вагоне есть душ и кулер с холодной и горячей водой. Все купе оборудованы устройствами беспроводной зарядки гаджетов, розетками и USB-портами для каждого пассажира и регуляторами температуры воздуха. Во время поездки пассажиры могут пользоваться мультимедийным порталом «Попутчик» — подборкой фильмов, музыки, книг, аудиогидов на любой вкус.

Маршрут «В Карелию» стартует из Москвы, а первая точка высадки пассажиров — Петрозаводск. Оттуда состав двинется в Сортавалу, по пути останавливаясь на станции Хелюля, где туристы могут сделать фото на фоне паровоза — он подменит современный локомотив до Сортавалы. Финальной точкой назначения станет Выборг.