«Детали для мотоконя я нашел на помойке». Рассказы русских изобретателей
«Мой друг под водой делал на коляске вертикальные штопоры»
Игорь Скикевич, изобрел инвалидную коляску для дайвинга:
Детство я провел на Сахалине. Постоянно пропадал то в лесу, то на море, обожал рыбалку. Вырос — строил дома, занимался внутренней отделкой и коммуникациями. Начинал с чернорабочего, дорос до прораба.
В 42 года, когда я жил в Уссурийске, у меня простыла мышца. Врач в частной клинике поставил неправильный диагноз и назначил мне курсы уколов и массажа. Все это длилось 20 дней и привело к тому, что меня полностью парализовало.
Так я пролежал восемь месяцев. Постепенно я начал двигаться — сначала пальцами рук, спустя некоторое время стал контролировать верхнюю часть тела. Я смог сидеть — и ездить на инвалидной коляске.
До того как стать инвалидом, я увлекался дайвингом. Об этом, казалось, нужно в моем новом положении забыть. Но я решил преодолеть эту проблему и спуститься в бухте под Владивостоком под воду — с российским флагом, чтобы почтить память подводников, погибших во время Великой Отечественной войны.
Я договорился с дайверами, что они спустят меня вместе с коляской под воду. Все шло по плану, но в какой-то момент меня стало переворачивать, акваланг тянул назад — и я ничего не мог с этим поделать, потому что мои ноги не двигаются.
Мое изобретение полезно не только для инвалидов, но и для здоровых людей, например, чтобы проводить подводные съемки
Мы кое-как выбрались на берег, и там мне в голову пришла мысль, что к коляске можно приделать крылья и ускорить ее с помощью буксировочных двигателей, которые используют дайверы. Так я бы создал коляску, которой можно управлять под водой.
Я занялся делом и довольно быстро собрал такую коляску. Трудностей не было: я хорошо знаю физику. Коляска сборная — можно приехать на ней на берег и прикрепить к ней двигатель с крыльями буквально за три минуты. Под водой на этой коляске возможно делать много всего. Мой друг-дайвер делал на ней боковые и вертикальные штопоры — все, что делает в воздухе самолет.
Мое изобретение полезно не только для инвалидов, но и для здоровых людей, например, чтобы проводить подводные съемки. На мою коляску можно прикрепить четыре камеры: две спереди и две по бокам.
На коляску у меня есть патент, к тому же она признана Роспатентом полезной моделью. Несколько дайвинговых клубов уже заинтересовались!
«Генератор на Земле нужно соединить с Луной — получится вечный двигатель»
Айдар Хайруллин, изобрел печку для зарядки электронных устройств:
В детстве я занимался в кружке моделирования космической техники. Там я научился паять, делал радиоуправляемые модели. Часто собирал для себя электронные вещи: например, bluetooth-колонку. В этом нет ничего сложного. Потом отучился в авиационном институте на связиста. Параллельно я ходил в походы — в тайгу, в горы. Когда идешь в такой поход, обязательно нужно иметь навигатор и рацию. Как и любое электронное устройство, они садятся, и их нужно заряжать. Для одного из таких походов я купил солнечную батарею, чтобы заряжать электронные устройства, но она была не очень эффективна. Тогда у меня возникла идея собрать печку, от которой можно было бы заряжать технику.
Прототип было несложно сделать. Технология основана на теории генерации электричества с помощью эффекта Зеебека: при нагреве двух пар металлов выделяется электричество. А вот придать изобретению товарный вид, сделать его удобным для использования — это да, непросто. Я-то знаю устройство печки, могу где-то подкрутить что-то в случае чего, а нужно было сделать так, чтобы человек просто купил печку и даже не думал, как она работает, — просто пользовался ей.
Два года я отработал по профессии, но мне надоело, и я ушел в свободное плавание — собирать печки. Я видел, что они востребованы: все, кто был со мной в походах и видел печку, были ей заинтересованы. Меня это вдохновило, и я поехал на молодежный форум «iВолга», где мне выдали грант.
У меня есть идея вечного двигателя: нужно поставить на Землю генератор, соединить его с Луной, которая, вращаясь вокруг Земли, будет приводить генератор в движение
Пока будет гореть огонь — будет вырабатываться электричество. Зарядка телефона от печки занимает столько же времени, как зарядка от розетки. В успех моего изобретения мало кто верил, родителям не нравилось, что я постоянно сижу дома со своей печкой, вместо того чтобы куда-то ходить на выходных. Многие считали, что я занимался полной ерундой. А потом увидели, что печки приносят доход, и поверили в меня. Правда, пока большую часть денег я вкладываю в производство.
Это не все, что я изобрел. Вместе с моими друзьями мы разработали фонарь, который заряжается 10 секунд от печки, а разряжается в рабочем состоянии за два часа. Причем этот фонарь очень долговечный: по нашим расчетам, если его каждый день заряжать и разряжать, то он сможет работать около трех тысяч лет.
Пока моя печка не запатентована. Я не боюсь, что идею украдут: до сих пор же не украли. Все идет хорошо: я нашел инвестора, и вскоре производство вырастет в разы.
У меня еще много идей, некоторые из них невыполнимые. Например, есть идея вечного двигателя: нужно поставить на Землю генератор, соединить его с Луной, которая, вращаясь вокруг Земли, будет приводить генератор в движение и вырабатывать таким образом электричество.
«Собрали с помойки по пьяни 150 килограммов железа и заняли первое место»
Борис Паутов, изобрел мотоконя и мотобочку:
Я родился и вырос в Пскове. У меня два высших образования: педагогическое и юридическое. Работал по первой специальности: несколько лет преподавал в сельской школе. Все это время мне хотелось открыть кафе, но нужны были деньги. И я решил сделать что-нибудь необычное, на чем можно заработать. Вскоре родилась идея мотоконя. Он похож на большой и необычный велосипед. С товарищами мы собрали это передвижное средство и решили на нем выступать. Как именно, я тогда не знал, да не знаю и сейчас — каждое выступление получается спонтанным.
Когда под Псковом байкеры организовали фестиваль, мы с другом решили приехать туда на мотоконе, которого только-только собрали, даже обкатать не успели. Думали, что двигатель перегреется и придется катить мотоконя до фестиваля 20 километров. На мне тогда была широкополая шляпа — я сразу вошел в образ. Первая машина, которая проезжала мимо меня, притормозила, переднее окно открылось — и меня сфотографировали. Я помахал рукой.
По пути был пост ДПС. Я еду, а у мотоконя колеса металлические — под ними все искрится. Дэпээсники ошарашенно проводили меня взглядом и только через пару минут решили меня остановить: догнали, остановили. Думаю, ну проблемы будут, наверное. А дэпээсник сказал: «Ты только аккуратнее будь, с обочины не слети». Я ему ответил, что, разумеется, буду аккуратным, потому что я взрослый человек и хочу жить. Он постоял секунд десять молча и задумчиво протянул: «Да черт тебя знает».
Мы добрались до фестиваля; байкеры, будучи уже выпившими, завороженно смотрели на мотоконя. Я почувствовал себя парфюмером из одноименного фильма — я как будто мог управлять настроением толпы.
Потом мы собрались еще на один фестиваль. Нас было несколько товарищей, и поэтому мы решили каждому сделать по транспорту. Так появились мотобочка, самокат с передним приводом и мотоскейт. Мы приехали совершенно неподготовленные, у нас не было программы выступления, поэтому мы просто кружили перед зрителями. В один момент мой товарищ перевернулся вместе с мотобочкой, из нее повалил дым. Зрители очень смеялись.
Мы заняли первое и третье место — было даже как-то неудобно перед остальными участниками
Мы выступали везде, куда только можно было добраться: на байкерских фестивалях по всей стране, на городских и сельских мероприятиях. Публика всегда была в восторге. Правда, деньги, которые мы получали, уходили на аренду грузовика, чтобы перевезти наш транспорт.
Как-то мы ездили на конкурс мотоциклов в Москве. Люди, которые там участвуют, чуть ли не годами изобретали свои мотоциклы, все были мощные, красивые, а мы приехали с непонятными мотобочкой и мотоконем. Мы заняли первое и третье место — было даже как-то неудобно перед остальными участниками, потому что у нас по сути были 150 килограмм железа с помойки, собранные по пьяни. Специальных знаний у нас не было, мы все познавали эмпирическим путем.
Идея мотоконя не в том, чтобы показать, какой я удивительный и неповторимый. Я хочу показать, что в каждом мальчике и мужчине живет изобретатель. Было бы здорово, если бы нашелся меценат, который дал бы денег на музей, где мы могли бы выставлять свои изобретения. Но я не очень активный искатель инвесторов, у меня это не очень хорошо выходит. Я нахожусь на низшей ступени развития — честно работаю, содержу семью, не могу себе позволить, как в юности, не спать ночами и пренебрегать работой.
Продавать свой транспорт я не хочу — это как продать душу. Я вижу два варианта развития событий: или все изобретенное остается гнить у меня во дворе, за чем я буду с удовольствием наблюдать, либо это отправится в музей.
«На ракеты я трачу все свободные деньги»
Семен Вепрев, изобрел технологию запуска дешевых ракет в космос:
Мой никнейм — Nil Andonati — «ничему не удивляйся» в переводе с латыни. Это означает, что все в природе можно рассчитать, все возможно понять, нет чудес и волшебства. Все поддается научному познанию.
Я учитель, раньше преподавал химию в школе. Из-за низкой зарплаты ушел оттуда. Сейчас организую детские праздники в научном стиле, где показываю опыты по химии; еще я профессиональный пиротехник — устраиваю фейерверки на праздниках. Это приносит в несколько раз больше денег, чем преподавание. Все химические ингредиенты для шоу я делаю сам.
Последние полтора года мы с друзьями увлеклись ракетостроением. В других компаниях люди сидят в офисе, ничего сами не делают, только заказывают материалы по телефону, а мы делаем все сами. Я создаю двигатели — здесь очень полезны знания по химии. Мой друг Борис — физик, делает двигатели малой тяги. Кирилл — электронщик, делает «мозги ракеты»: обеспечивает электронную связь и навигацию. Сергей — строитель, он занимается механикой, проводит токарные работы, сварку.
На ракеты я трачу все свободные деньги и время. Дело двигается не так быстро, как хотелось бы, из-за нехватки денег, поэтому мы организовали сбор средств на «Бумстартере».
Мы планируем постепенно увеличивать высоту полета ракеты. Когда мы запустим ракету на 100 километров — это по российским стандартам считается космосом — можно будет делать не просто полет вверх-вниз, но и полет по дуге. Но на это потребуется разрешение Роскосмоса. Потом мы сможем выводить на орбиту множество микроспутников.
У нас схема работы такая: чтобы удешевить запуск, мы делаем первую, вторую и третью ступени одноразовыми, то есть двигатели нельзя будет использовать повторно. Но блок электроники сохраняется в рабочем состоянии. В отличие от Илона Маска, мы не верим в многоразовость использования. Нет такого количества спутников, чтобы многоразовость себя окупала.
Сейчас существуют маленькие ракеты, но заказчику значительно дешевле обходится подождать и отправить свой спутник с большой ракетой. Наша цель — сделать так, чтобы запуск десятка маленьких ракет был выгоднее, чем один запуск большой. Сейчас это делают японцы и новозеландцы, но цены у них очень высокие. Клиентам гораздо выгоднее запихать все на нашу ракету «Протон». В конечном счете мы предложим самую низкую цену на запуск спутников на Земле. Цена одного полета будет достигать всего 200 000 рублей. Мы хотим всем доказать, что ракеты можно запускать и за маленькие деньги.