Лучшее за неделю
Анна Алексеева
12 октября 2017 г., 10:35

«Преподавательница ставила зачет за разговоры о жизни». Истории сорокалетних студентов

Читать на сайте

«От ритма “работа — дом — семья — работа” быстро тупеешь»

Любовь, 42 года, Дно:

По первому образованию я техник-технолог по деревообработке, закончила Великолукский лесной техникум. Работала в родном городе по специальности в лесхозе. Там же мне предложили должность экономиста. Затем я попала под сокращение и устроилась экономистом в железнодорожную поликлинику.

Наш город — крупная железнодорожная станция, поэтому на благо РЖД трудится половина населения. 

Когда пришло время новых сокращений, я поняла, что отсутствие диплома закрывало для меня многие двери. Также мне захотелось побороть внутренние комплексы и неуверенность в себе, и я решила поступать в псковский филиал СПбГЭУ.

Учиться в сорок лет и в двадцать — разные вещи! От ритма «работа — дом — семья — работа» тупеешь. Многие мои ровесники мало читают, максимум новости или кулинарные рецепты. А в университете тебе волей-неволей приходится читать литературу. На первом курсе я заказывала контрольные работы, но потом поняла, что мне проще все сделать самой.

Родные положительно отреагировали на мое решение пойти учиться. Все были за, кроме мужа. Сессии в другом городе, контрольные, которые занимали все вечера, усталость после экзаменов. Муж закатывал скандалы: «Ты только свою работу любишь! У тебя нет на нас времени! Живешь в свое удовольствие!» Это меня сильно выматывало, а я ведь старалась организовать отпуск и выходные с путешествиями. В общем, обстановка дома была очень напряженная. Второго января муж пришел с улицы с поцарапанным пальцем. Я приложила перекись, но не забинтовала — срочно надо было делать контрольную по математике. Скандал. Муж бросает в пакет носки, трусы, свитер и спортивные штаны (именно такой набор, честно!) и уходит. Месяц его вообще было не видно и не слышно. Я думала, ладно, новогодние каникулы, пусть отдохнет от нас. Но не тут-то было, он не захотел возвращаться. Сейчас делим имущество. Хотя что делить? Один дом — недостроенный, другой — полуразрушенный. Теперь я одна с дочкой. Ей 14 лет, учится в девятом классе. Она гордится мамой с сильным характером. Хочет поступать в техникум, а потом в институт, а я ей помогу во всех начинаниях!

«После выборов 2011 года я решил стать юристом»

Виктор, 44 года, Санкт-Петербург:

Я со школы увлекался программированием. Сначала кружок, потом матмех СПбГУ. Там же, в лабораториях и предприятиях возле матмеха, работал программистом. Вся жизнь протекала там. В 2002 году стал соучредителем компании, разрабатывающей программное обеспечение. Но в середине нулевых в моей жизни наступил период какой-то черной безысходности: я разлюбил некогда любимое дело, развелся с женой. Знания, опыт — все осталось при мне, а энтузиазм исчез.

Однажды мне в руки попала книга Джеффа Хокинса «Об интеллекте» — про то, как работает мозг. Я стал читать книги, статьи по этой теме. Потом наткнулся на объявление о приеме на новую магистерскую программу по нейробиологии на биологическом факультете СПбГУ — это был знак свыше, возможность глубже разобраться в интересующей меня теме. Мне предстояло сдать экзамен по биологии. Я на месяц засел за учебники. Большого конкурса не было, тем более я планировал платить за обучение сам. В итоге в 2007 году, через 11 лет после окончания университета, я стал студентом магистратуры.

Учебная программа плотная и очень интересная. Занятия были практически 6 дней в неделю, по 3-4 пары с 9 утра. После учебы бежал на работу. Сложностей особых не было, времени только не хватало. Сессию сдал на отлично. Неуверенность в первое время была: все-таки мои однокурсники имели за плечами биологическое образование, а я — нет. Вскоре выяснилось, что понимаем и воспринимаем мы все более-менее одинаково, говорим на одном языке.

На второй год обучения у меня сформировалась картина современных представлений в нейробиологии и пришло понимание, что это не мое — заниматься научной работой в этой области мне больше не хотелось. Удовлетворив свою любознательность, долг науке я не вернул и защищать магистерскую диссертацию не стал.

Следующий переломный момент в моей жизни наступил 5 декабря 2011 года. Накануне я пошел посмотреть, как проходят выборы и подсчитывают голоса. И вот надо же было такому случиться, что именно на моем избирательном участке был переписан протокол об итогах голосования.

Мы создали общественную организацию «Наблюдатели Петербурга», и постепенно мой интерес к избирательному праву и праву вообще становился все основательнее.  Я поступил на юрфак и получил диплом бакалавра.

Я ощущал смутную потребность продолжить обучение, специализируясь уже в избирательном праве. Было и желание применять юридические знания в системе избирательных комиссий. Так в 44 года я стал студентом-заочником магистратуры МГЮА, на программе «Юрист в избирательном процессе». На следующей неделе еду на установочную сессию. Посмотрим, куда меня это приведет.

«Учиться сейчас сложнее: раньше не было семьи, детей, работы»

Александр, 44 года, Екатеринбург:

Мне всегда было интересно что-то разобрать и починить, поэтому я выучился на инженера-механика, закончил с отличием Горный институт, но по специальности не работал ни дня.

В 1995 году я устроился на «Уралмаш» и проработал там 14 лет. Первые четыре года — менеджером по продаже горного оборудования. В то время только-только стали появляться первые «пентиумы», и я заинтересовался электронными базами данных. Постепенно самостоятельно освоил премудрости IТ. Меня позвали в отдел маркетинга, затем я перешел в только что созданное IТ-подразделение и занимался техподдержкой 170 сотрудников. Меня направляли на обучающие курсы, но профильного образования не было. По сути я был самоучкой и после «Уралмаша» устроился айтишником в небольшую компанию.

Работа позволяла совмещать, и в 2014 году я подал документы в УрФУ. Поступать было сложно, предстояло вспомнить математику школьного уровня, но я справился. Меня выбрали старостой шести студенческих групп, но не из-за возраста, а за ответственность. Учиться сейчас, конечно, сложнее. Раньше не было семьи, детей, работы. Совмещать учебу с работой сложнее всего. Сейчас я тоже работаю в техподдержке, но только удаленной. Есть такая профессия — людям помогать, это и про нас, айтишников. Учебой занимаюсь в основном вечерами и иногда ночами. Сейчас вот уже три года как учусь на заочке. Скоро защита диплома.

Учеба стала моим хобби — и это здорово! В ближайших планах поступить в виртуальную школу Сбербанка и продолжать учиться премудростям информационных технологий. Они не стоят на месте, а значит, нужно ставить себе очередную цель и стремиться к ней.

«Мы с сыном учились вместе: он — в техникуме, а я — в универе»

Вячеслав, 48 лет, Екатеринбург:

В молодости как-то не сложилось с получением высшего образования. Школа, 10 классов, были тройки... Решил, что не потяну учебу в университете. Поступил в училище на наладчика радиоаппаратуры и через 11 месяцев стал работать. Вначале год на радиозаводе, потом слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Женился, родился сын.

На работе часто бывало, что раз нет высшего образования, то потолок. Я до него дорос, и все — двигаться некуда. Да и сын уже вырос. Вот я в 41 год и решил, что пора получать образование, и поступил на специальность «автоматизация производства». Это было совсем несложно, даже не готовился. Только немного волновался, что многое будет не так, как привык. Я раз в два-три года всегда учился на каких-нибудь курсах, всегда все делал хорошо и иногда не понимал, что надо просто сдать предмет. Одна преподавательница ставила зачет просто за разговоры о жизни, ей лет шестьдесят было.

На работе проблем не было, руководство относилось с пониманием. В конце первого курса я развелся с женой. Сын, которому было 17 лет, остался со мной. Мы вместе учились: он — в техникуме, а я — в универе. В этом году я получил диплом. Сейчас работаю ведущим инженером отдела диспетчеризации.

Обсудить на сайте