Лучшее за неделю
19 октября 2017 г., 13:22

Матильда. Киносценарий, часть третья, заключительная

Читать на сайте

Автор сценария ~ Александр Александров

90. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КОРИДОРЫ. ДЕНЬ.

Директор Императорских театров Иван Карлович поднимается по лестнице Большого театра, проверяя, все ли в порядке. По пятам за ним следует его ассистент Виктор.

ИВАН КАРЛОВИЧ: В Большом всегда чем-то пахнет. Если на коронационном балете будет пахнуть от труб, меня повесят на первой осине!

Ассистент громко чихает, будто бы подтверждая слова Ивана Карловича.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Ну, вот видите, вы чувствуете.

Иван Карлович трогает ветки пальмы и морщится.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Ой, боже, боже, надо как-то освежить!

Навстречу ему с лестницы спускается музыкант, настраива­ющий скрипку.

ИВАН КАРЛОВИЧ (музыканту): Не надо, голуба моя, не пиликайте перед началом представления! Это может раздражать публику.

Видит, что несут корзины с цветами.

Кадр из фильма «Матильда»

ИВАН КАРЛОВИЧ (взбегая по лестнице): Куда несете? А, правильно, да, давайте-давайте, правильно, у зеркала! Поставьте у зеркала. Вот так, очень хорошо. Свободен, голубчик. Боже, лишь бы не пахло! (Ассистенту.) Освежите.

Ассистент тут же опрыскивает все освежителем воздуха, который он держит в руках.

К Ивану Карловичу подбегает оперная дива.

ОПЕРНАЯ ДИВА: Иван Карлович!

ИВАН КАРЛОВИЧ (беря ее за руку и спускаясь с ней по лестнице): А сама-то величава, выступает, словно пава! Все поет, не говорит, а во лбу звезда горит!

Оперная дива улыбается от удовольствия.

ОПЕРНАЯ ДИВА (нараспев): После концерта меня пригласили в ложу великого князя!

ИВАН КАРЛОВИЧ (тоже поет): Не называйте имен!

ОПЕРНАЯ ДИВА (поет дальше): И выказали превеликое удовольствие!

Иван Карлович заталкивает ее в дверь и оборачивается  к ассис­тенту.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Заберите ее от меня!

Ассистент на роликах бросается за ним.

91. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР.

ПРИЕМНАЯ. ДЕНЬ.

Страдальчески минуя заполненную просителями приемную, Иван Карлович устремляется в свой кабинет.

92. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР.

Кадр из фильма «Матильда»

НА ВХОДЕ. ДЕНЬ.

Пьерина Леньяни спускается по лестнице, замечает внизу Матильду. Остановившись у зеркала, щипает себя за щеки, чтобы добавить румянца.

Снизу, запыхавшись, бегом поднимается по лестнице Матильда. Леньяни простирает руки к сопернице с притворной улыбкой и заключает ее в свои объятия. Обе стараются не испортить прически и макияж.

ЛЕНЬЯНИ: Маля! Я на тебя обижена! Ты заставила меня плакать! Ты в «Эсмеральде» такая трогательная, такая... ах! Твой арабеск... белиссима! (Прикладывая платочек к глазам.) Я реву!

Матильда вздыхает и собирается идти дальше, но Леньяни преграждает ей путь рукой.

ЛЕНЬЯНИ (продолжает): А все вокруг на меня смотрят.

МАТИЛЬДА: Мне пора одеваться.

Отталкивает руку Леньяни.

ЛЕНЬЯНИ (вслед Матильде, между делом): А ты разве танцуешь?

Матильда резко поворачивается, меняя направление своего движения, и бежит вниз по лестнице. Леньяни довольно смотрится в зеркало и поправляет шляпку.

93. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КАБИНЕТ. ДЕНЬ.

Иван Карлович прихорашивается перед зеркалом, прикладывая красную ленту к своему белому костюму. В его кабинет с криком вбегает ассистент.

АССИСТЕНТ: Иван Карлович! Иван Карлович!

ИВАН КАРЛОВИЧ: Что там такое? Поправьте, голубчик! Что? (Показывает на плечо.) Вот здесь, здесь. Ну что там случилось? 

Ассистент поправляет ленту.

АССИСТЕНТ: Кшесинская в театре.

ИВАН КАРЛОВИЧ (по-прежнему глядясь в зеркало): Очень хорошо... Как в театре?!

АССИСТЕНТ (с круглыми от ужаса глазами): В театре!

ИВАН КАРЛОВИЧ: Задержите ее! Виктор! Виктор! Любыми путями!

АССИСТЕНТ (убегая): Хорошо!

Иван Карлович начинает судорожно что-то искать среди бумаг на столе.

ИВАН КАРЛОВИЧ (раздраженно): Где это! Что это! Где это все! Так...

Наконец находит свои очки, надевает их. Снимает телефонную трубку, набирает номер.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Соедините с полковником Власовым. Владимир Львович, да, да. Ко мне идет украшение нашего балета. Я вас умоляю!

ВЛАСОВ: И что вам нужно?

Кадр из фильма «Матильда»

Кшесинская в это время срывает афишу около кабинета Ивана Карловича, на которой зачеркнуто ее имя. Вихрем влетает в кабинет.

ИВАН КАРЛОВИЧ (в трубку): Что мне нужно? Сотню казаков! Артиллерию! А еще лучше – пришлите ко мне конвой и заприте меня в Петропавловской крепости. (Замечает разъяренную Матильду.) Матильда Феликсовна, очень хорошо, что вы пришли! (В трубку.) Да. Я вам перезвоню.

МАТИЛЬДА (бросая в Ивана Карловича сорванную афишу): Почему я не танцую сегодня?

ИВАН КАРЛОВИЧ (убаюкивающим голосом): Голубушка моя, всякий от меня требует своего удовлетворения. Но удовлетворить всех невозможно. Удовлетворение одного, к сожалению, влечет за собой обиду другого. Что ж мне остается еще, милая моя, голубушка моя...

МАТИЛЬДА: Я буду танцевать!

ИВАН КАРЛОВИЧ (жестко и громко): Нет! (Поднимается.) Вы не будете танцевать! Главная партия одна, и она отдана госпоже Пьерине Леньяни. Гости коронации хотят видеть ее знаменитые на весь мир фуэте.

Матильда подскакивает к Ивану Карловичу и начинает его  трясти.

МАТИЛЬДА: Кто вам приказал? Кто вам приказал?!

Иван Карлович едва может дышать. Так же неожиданно Матильда отпускает его.

МАТИЛЬДА (спокойно и уверенно): Я буду танцевать. Чего бы мне это ни стоило.

94. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КАБИНЕТ. ДЕНЬ.

В кабинет Ивана Карловича, который только что покинула Матильда, влетает ассистент.

АССИСТЕНТ: Иван Карлович! Иван Карлович!

Иван Карлович, застывший в одной позе от пережитого напряжения, постепенно приходит в себя. Сильно закашливается.

АССИСТЕНТ (продолжает): Иван Карлович, вам плохо?

Но кашель Ивана Карловича переходит в беззвучный смех.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Нет, мне хорошо. Вот это да!

Иван Карлович все никак не может отдышаться. Его снова охватывает приступ кашля.

АССИСТЕНТ (бросаясь к графину): Воды!

Раздается звонок телефона. Ассистент бросает графин с водой и  кидается к аппарату. Подносит его Ивану Карловичу. Директор кладет руку на телефонную трубку, не снимая ее.

ИВАН КАРЛОВИЧ (шепотом): Власов. Меня точно уволят.

Решительно отталкивает звонящий телефон.

ИВАН КАРЛОВИЧ (твердо): Одеваться! Пусть все идет, как идет.

95. ИНТ. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. КОРИДОР. ДЕНЬ.

Власов быстрым шагом идет по коридорам. За ним следует офицер с докладом.

ОФИЦЕР: Весь театр обыскали, господин полковник. Пока не нашли ее.

ВЛАСОВ: Странно. Искать!

Кадр из фильма «Матильда»

96. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.

А на сцене – балет. Множество балерин в черных и белых пачках, украшенных огоньками, с диадемами на головах, исполняют свой танец. Близится выход примы-балерины. Иван Карлович контролирует процесс. На сцену бежит еще одна партия балерин.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Красавицы, красавицы! Улыбочка! Жемчуг! Ну, ну, светимся изнутри.

Подъезжает ассистент.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Где она? Где она? Мне что, самому на сцену выходить? Леньяни сюда!

97. ИНТ. ГРИМЕРНАЯ – МГНОВЕНИЯ СПУСТЯ.

Князь Владимир врывается в гримерку Леньяни, хватает приму в объятия и резко целует.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР (хрипло): Вот и птичка прилетела, прилетела!

Он сгребает отбивающуюся Леньяни в охапку, тащит в дальнюю комнату.

ЛЕНЬЯНИ: Мне на сцену! Ты сошел с ума. Я же танцую «невесту»!

Князь ногой захлопывает дверь.

98. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ГРИМЕРНАЯ ЛЕНЬЯНИ. ИНТ. ДЕНЬ.

В гримерную уверенно заходит Матильда. Она слышит шум из дальней комнатки. Запирает дверь, за которой скрылись любовники.

Раздается призыв на сцену из коридора: «Госпожа Леньяни, на сцену!» Леньяни прикрывает уста князю Владимиру.

ЛЕНЬЯНИ: Уже иду! Баста! Баста! (Князю.) Любовь моя! Баста!

Матильда снимает шляпку и платье. В запертую дверь уже начинают ломиться. Матильда быстро надевает костюм «невесты».

Леньяни не понимает, почему дверь не открывается.

ЛЕНЬЯНИ (оглядываясь на князя): Ваше Высочество!

Князь подбегает к Леньяни. Пробует дверь.

ЛЕНЬЯНИ: Это она!

Леньяни вырывает ручки двери с корнем. Матильда уже одета, завязывает на лице маску и выбегает из гримерной Леньяни, хлопнув дверью.

Кадр из фильма «Матильда»

99. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.

Иван Карлович не находит себе места за кулисами, вздыхает, волнуется.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Боже мой, боже мой, боже мой.

Иван Карлович вздрагивает от голоса Власова.

ВЛАСОВ: Как идут дела?

ИВАН КАРЛОВИЧ: Прекра... превосходно!

Мимо пробегает стайка балерин.

ИВАН КАРЛОВИЧ (Власову): Ой-ой-ой, вас сейчас задавят... А почему же до сих пор  не в ложе? Сейчас будет выход мадемуазель Леньяни, и вы все пропустите! Прошу вас, прошу, пойдемте.

Пытается развернуть Власова назад, но не выходит.

ВЛАСОВ: Именно этого я и хочу – ничего не пропустить. Скорей бы уже закончился этот балет!

100. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.

Матильда пробегает мимо помощника директора. Тот принимает ее за Леньяни.

АССИСТЕНТ: Мадемуазель Леньяни, вас ищет Иван Карлович! Вас зовут на сцену!

101. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.

Матильда в костюме невесты, отворачиваясь и пряча лицо, спешит на сцену. Пробегает мимо Ивана Карловича.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Госпожа Леньяни, сколько...

Когда остается уже один шаг, ее подхватывает Власов.

ВЛАСОВ: Я вас ждал (резко разворачивая ее к себе лицом), Матильда Феликсовна!

Балерина изо всех сил сопротивляется.

ИВАН КАРЛОВИЧ: Давай! Все, держу! Держу-держу-держу!

В этот момент мимо пробегает Леньяни в костюме «черной жемчужины».

ЛЕНЬЯНИ (Матильде): Шлюха!

Потом оборачивается, показывает ей фигу.

ЛЕНЬЯНИ (продолжает): Вот тебе, а не невеста!

ИВАН КАРЛОВИЧ: На сцену! На сцену!

Власов передает жертву Ивану Карловичу, а сам устраивается рядом в кресле.

ВЛАСОВ: Только держите ее покрепче, эту лженевесту. А я наслажусь настоящей.

102. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.

Леньяни замирает на сцене, наслаждаясь восторгом зала. Николай в ложе разочарованно вздыхает.

103. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАКУЛИСЬЕ. ИНТ. ДЕНЬ.

ИВАН КАРЛОВИЧ (Матильде, шепотом): Толкни меня!

МАТИЛЬДА: Что?

ИВАН КАРЛОВИЧ: Толкни меня, дура!

Матильде не нужно повторного приглашения. Она толкает Ивана Карловича, тот картинно падает на Власова.

ВЛАСОВ: Раззява!

104. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.

«Невеста» выбегает на сцену и оказывается рядом с «черной жемчужиной».

105. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЗАЛ. ИНТ. ДЕНЬ.

В зале напряженное недоумение – к фуэте готовы приступить почему-то две балерины. Публика едва ли не хором считает синхронно выполняющиеся вращения.

Кадр из фильма «Матильда»

106. ИНТ. БОЛЬШОЙ ТЕАТР – ЦАРСКАЯ ЛОЖА. ДЕНЬ.

В царской ложе Большого только три человека: Николай, Александра Федоровна и Мария Федоровна. От осознания того, кто находится на сцене рядом с Леньяни, Мария Федоровна теряет дар речи.

Николай не отрывает бинокля от глаз.

АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА: Позволь мне.

Николай передает ей бинокль. И как только взгляд Николая теряет свою силу, балерина страшно оступается и с размаху падает на сцену.

107. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. ЦАРСКАЯ ЛОЖА. ИНТ. ДЕНЬ.

Николай ахает.

НИКОЛАЙ: Маля!

Николай срывается с места, порывается покинуть ложу.

МАРИЯ ФЕДОРОВНА: Ники!

Пораженная Александра Федоровна не смеет шевельнуться. Николай выбегает из ложи. Александра тоже встает и уходит.

108. МОСКВА. БОЛЬШОЙ ТЕАТР. СЦЕНА. ИНТ. ДЕНЬ.

А Леньяни с радостью докручивает свои тридцать два фуэте.

Обсудить на сайте