Лучшее за неделю
14 ноября 2017 г., 14:24

Трудно быть с богом. Часть 7. Нужен ли России аналог Нюрнбергского процесса

Читать на сайте

Константин Эггерт, ведущий: С моей точки зрения, монумент жертвам политических репрессий, торжественно открытый Путиным и патриархом Кириллом, нужно было назвать памятником жертвам коммунистического режима, а не каких-то абстрактных репрессий. Вы со мной согласны, Борух?

Борух Горин: Согласен. Это как спектакль об Анне Франк, поставленный в Вене, в котором не упоминаются нацисты и то, что Анна Франк — еврейка. То есть девочка как-то оказалась в убежище, от кого-то она вдруг зачем-то пряталась. Думаю, постановщики спектакля боялись реакции общества. То же самое и у нас. Общество увлечено рассказами о славных подвигах НКВД и невероятной истории индустриализации. Насчет того, что у нас не отметили столетие революции, я не согласен. Главный рупор у нас в стране давно не администрация президента, а телевизор. По телевидению показывают сериалы, в которых рассказывают, как Парвус с Бронштейном обманули весь русский народ.

Сергей Медведев: Я не согласен, Константин. Этот памятник не только жертвам коммунистического строя, но и Борису Немцову, и Анне Политковской, и Наталье Эстемировой. Это памятник жертвам российского государства в любых его инкарнациях.

Сергей, вы же понимаете, что такого памятника в России никогда не будет. Просто странно, что, вспоминая про политические репрессии, никто не упомянул их «дизайнеров».

Сергей Медведев: Да, в основном это жертвы коммунистического режима, но это слишком сильно ограничивает значение памятника и придает ему идею, что репрессии и жертвы закончились. А я вижу некоторое продолжение этих репрессий.

Но масштаб другой.

Сергей Медведев: О каком масштабе можно говорить, если каждая человеческая жизнь важна?

Борух Горин: Я думаю, что для того, чтобы не размывать смысл, должны быть установлены памятники отдельно погибшим журналистам, отдельно жертвам тоталитарных режимов, отдельно жертвам большевиков.

Сергей Медведев: Помимо памятника нам нужен процесс, подобный Нюрнбергскому, которого Россия избежала после распада СССР.

Михаил Ардов: Мне не нравится, что вы говорите «Россия». В 1917 году Россия завершила свою историю, и дальше это была уже совсем другая страна. В 1908 году Иоанн Кронштадтский сказал пророческие слова: «Береги, Россия, своего доброго и благочестивого царя. Если убережешь — будешь долго сильна и славна, а нет — и царя убьют, и имя твое у тебя отберут». Но я согласен с вами, Сергей. Необходимо устроить процесс над преступной организации ВКПБ-КПСС. Всех оценить, снести проклятые памятники палачам.

Баатр Китинов: История учит, что с ней нельзя шутить и нельзя ее разрушать — хорошая она или плохая. Мне импонирует китайская политика в этой области, где споры подобного плана…

...невозможны, Баатр! Потому что это коммунистическая страна со строгим идеологическим контролем!

Баатр Китинов: Эти споры там могут быть — только в среде специалистов. Когда споры пройдут, результат выносится на общее обозрение.

То есть общество должно проглотить то, что ему скармливают?

Баатр Китинов: Грубо говоря, да. Потому что иначе общество может стать толпой.

Сергей Медведев: Вы считаете, что свобода суждений сделает общество толпой?

Баатр Китинов: Общество становится толпой, когда ему дают возможность выбора между полярными вещами.

Мы удивительным образом перешли от столетия революции к тому, нужна ли обществу историческая дискуссия.

Сергей Медведев: В Германии суды над нацистами продолжались 50 лет. И люди не превратились в толпу. Немцы пережили свое прошлое и сделали свою страну образцом меморизации: посмотрите на памятники в Германии, посмотрите на глубину дискуссий о нацистском прошлом. Какая же тут толпа? Как можно с таким презрением относиться к людям?

Баатр Китинов: Вы не поняли меня, потому что мы стоим на разных исходных позициях. Вы подразумеваете, что Россия — западная страна, а я считаю ее восточной. На Западе важнее диалог, на Востоке же главнее считается монолог. Поэтому дискуссионные моменты лучше решить специалистам.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Обсудить на сайте