Ольга Зинякова: Запасайтесь попкорном, кино еще не закончилось
В последние несколько лет количество государственных инициатив в области кино возросло многократно. Практически каждый месяц прошедшего года через СМИ киноиндустрия узнавала о новых идеях, как и с кого собрать еще денег, чтобы вложить в отечественное производство: ввести НДС на билеты, квотировать иностранные фильмы, гарантировать объем сеансов под российское кино, ввести сбор в 5 000 000, нет, в 3 000 000, нет, лучше процент с проката. И это лишь те идеи, которые долетают до рынка. Что же обсуждается за закрытыми дверями, и представить сложно.
Очевидно, что все идеи требуют детальной проработки и обсуждения с участниками рынка, иначе вся индустрия рискует лишиться значительной части дохода. Например, ограничение числа сеансов иностранных фильмов может привести к тому, что малозальные кинотеатры не смогут заполнить расписание большим кино и будут вынуждены ставить фильмы с меньшим кассовым потенциалом, недополучая прибыль. Введение 5-миллионного взноса лишило бы российского зрителя возможности смотреть авторское кино: независимые прокатчики не могут позволить себе платить такой взнос, учитывая изначально невысокий коммерческий потенциал альтернативного контента. А введение трехпроцентного сбора от стоимости билетов приведет к росту цен.
Бывает даже, что инициативы противоречат и существующему законодательству. Тем не менее, все они рождаются во имя благой цели: поддержки российского кино в сложной конкурентной борьбе с Голливудом. На настоящий момент ни одна из инициатив не была проработана, но некоторые действующие государственные инициативы действительно помогают индустрии.
На самом деле никакой серьезной конкуренции у российского кино на премьерных датах уже давно нет. И это не заслуга государства
Например, развитие прокатной индустрии в малых городах дало возможность открыть около 650 залов в городах с населением менее 100 000, под обязательство, что половина репертуара будет состоять из российского кино. Эти кинотеатры хоть и вынуждены не в сезон (когда нет большого российского кино) закрываться «на ремонт», в остальное время успешно показывают фильмы. К счастью, по-прежнему, очень активно строятся коммерческие киносети, и именно они обеспечивают валовый рост рынка, которым гордится вся индустрия. Финансирование российских фильмов через Фонд кино в 2017-м составило 3 миллиарда рублей, что позволило запустить в производство более 70 проектов.
Государством активно поддерживаются продажи отечественных фильмов за рубеж. И суммарные продажи — один из критериев определения лидеров — претендентов на получение государственных субсидий. Что же до очень обсуждаемой сегодня темы расчистки дат под российское кино, то на самом деле никакой серьезной конкуренции у российского кино на премьерных датах уже давно нет. Американские студии, равно как и кинотеатры, уже давно согласились с тем, что рядом с премьерой российского фильма-события большое иностранное кино не выходит. Никаких заслуг государства в этом нет. Это понимание уже существовало между участниками индустрии.
Система выдачи прокатных удостоверений, разрешающих показ фильма, построена так, что физически оно может быть получено буквально накануне проката
Но в последнее время ситуация осложнилась тем, что от потенциальных конкурентов, и даже не конкурентов, а просто других картин, без объяснения причин и в самый последний момент освобождается не просто премьерная дата, но и неделя до, после, а иногда и месяц. Система выдачи прокатных удостоверений, разрешающих показ фильма, построена таким образом, что физически оно может быть получено буквально накануне проката (максимум за неделю до выхода фильма), просто потому, что для его получения необходимо предоставить фильмокопию. Фильм же окончательно бывает готов незадолго до выхода, кроме того, опасаясь пиратства, которое все еще наносит огромный урон индустрии, правообладатели до последнего не отдают фильм даже официальным дистрибуторам. Таким образом, получить прокатное удостоверение и начать рекламную кампанию фильма за 3–4 месяца, как это должно было бы быть в нормальной ситуации, невозможно.
Поэтому дистрибуторы всегда заявляют дату заранее, и в случае ее изменения (за месяц-полтора) сообщают кинотеатрам. Но несколько дней назад возникла совершенно новая для рынка ситуация. При наличии номера прокатного удостоверения и даты выхода на 18 января в официальной системе ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показе фильмов в кинозалах. — Прим. ред.) накануне, поздно вечером 17 января, Министерство культуры отказало прокатчику в выпуске фильма, объяснив это выходом «иного фильма на дате». Переносы происходили и раньше, создатели картин сами открыли этот ящик Пандоры, обратившись за помощью к государству, а не к бизнесу, но раньше всем удавалось договориться.
Для кинотеатров нет разницы — российское кино или иностранное, им важно, чтобы оно работало
Перенос же фильма «Приключения Паддингтона — 2», который стоял на этой дате уже 6 месяцев, в интересах российского кино — непонятно, правда, какого, с учетом того, что «Три богатыря» и «Движение вверх» вышли еще до Нового года, а «Скиф» имеет ограничение 18+, — повергло индустрию в шок. Кроме того, новой датой, предложенной Министерством культуры, стал день выхода другого российского фильма, «Селфи».
По сути отказ Министерства культуры в выдаче прокатного удостоверения означает, что именно оно решает, когда и какой фильм выйдет, и ни один фильм не может заявлять свою дату релиза и проводить рекламную кампанию, поскольку отказать в прокате могут в последний момент.
Очевидно, что это серьезный конфликт интересов, и он должен привести к изменениям условий выдачи прокатных удостоверений, а также серьезному пересмотру взаимоотношений между всеми участниками процесса. Помимо прокатчика, который потерял деньги и эффект от рекламной кампании, пострадали и кинотеатры. Обязательств по уплате аренды и выплаты зарплат сотрудников никто не отменял, а переносы фильмов всегда отрицательно сказываются на выручке. И, к сожалению, российское кино, даже самое успешное, пока не может обеспечить необходимый уровень доходности. А для кинотеатров нет разницы — российское кино или иностранное, им важно, чтобы оно работало.
Отвечая на вопрос, что делать: нужен диалог между всеми участниками процесса и работа по принципам здоровой конкуренции. Возможен ли этот диалог? Да, но не сегодня. Поэтому запасайтесь попкорном, кино еще не закончилось.