В поляризованном обществе для вспышки насилия достаточно косого взгляда
Массовая стрельба и убийства в школах, которые мы видим сейчас, — это по сути тот же эффект Вертера, только раньше о нем говорили применительно к волне самоубийств, которые начинались после широко освещаемого в СМИ суицида, например, Курта Кобейна. Но то же самое происходит и со стрельбой в школах. Тут еще важна глобализация, когда с развитием современных технологий новость распространяется очень быстро.
И американские, и наши школьные стрелки были поклонниками «Колумбайна», но дело не только в «заражении» и появлении подражателей. В учебных заведениях, где в скрытой или явной форме присутствует некое насилие и превосходство одних над другими, где идет деление на группировки по принципу «мы» и «они», достаточно небольших искорок, чтобы разгорелся огонь. Тем более в Америке, где можно свободно достать оружие. Неслучайно каждый из этих расстрелов заканчивается бурной дискуссией о запрете оружия или хотя бы ужесточении контроля за его оборотом. Кроме того, такие ситуации в Америке еще и отражают общее состояние общества, которое поляризовалось после президентской гонки. Когда общество поляризовано, для вспышки насилия бывает достаточно косого взгляда.
Старая школа имела воспитательный элемент, а сейчас у нас от учителя не требуется воспитывать учеников, он потерял функцию социального контроля
Наше общество не так разделено. В России школьный шутинг во многом проблема обиженных. У нас сейчас учитель, как сказано в законе, специалист, который предоставляет образовательные услуги: то есть пришел, прочитал лекцию и ушел, и не вздумай объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. Из-за этой услуги разницы между парикмахером, официанткой, проституткой и учителем нет. Они все предоставляют услуги, за которые мы платим деньги. Официант не может указывать вам, что вы не то и не так едите. Учитель оказывается в таком же положении. Старая школа имела воспитательный элемент, а сейчас от учителя не требуется воспитывать учеников, он потерял функцию социального контроля. Он уже не умеет «рулить» и несколько растерян. Учитель совершенно не готов к разрешению конфликтов — его этому не учат. Права школьников защищены, на них нельзя наезжать просто так. Учитель не защищает, к нему нельзя обратиться за помощью или хотя бы за сочувствием. Более того, он не знает о буллинге в классе. В итоге обиженный сам начинает искать способ отмщения.
Чтобы этого избежать, учителя необходимо наделить воспитательной функцией и выкинуть из закона слово «услуга». Учитель должен уметь выявлять и пресекать ситуации, когда, например, отличник, которым должен гордиться класс, становится мальчиком для битья, у которого можно отобрать деньги и который будет писать контрольные за себя и за того парня. В противном случае единственный способ отмщения — взять все в свои руки, а если обиженный не сильно развит физически, ему очень поможет ружье.
Подготовила Анна Алексеева