Лучшее за неделю
22 февраля 2018 г., 11:12

«Мы работаем, чтобы вы спали спокойно». Женщины о своей службе в армии

Читать на сайте

«На тревоги и учения мы выходим наравне с мужчинами»

Мария, 33 года, рядовой

Я пошла служить на волне патриотизма в 2015 году. Родные не пытались меня отговаривать — это бесполезно, все решения я принимаю самостоятельно. Женщине крайне сложно попасть в армию «с улицы». Я обошла множество воинских частей, прежде чем получила отношение на должность (документ, дающий разрешение на зачисление в ряды вооруженных сил. — Прим. ред.). В армии есть женские должности, обычно это связисты или медики. Я попала в первую категорию, так как медицинского образования у меня нет.

Мне было сложно влиться в «косяк» женщин-военнослужащих: люди годами живут в закрытых военных городках, у них другое восприятие мира. Любой новый человек (я говорю именно про женщин в армии) — чужак. Здесь ты либо становишься такой же, как они (перемываешь кости всем подряд), либо принимаешь удар на себя. Я предпочла второе. Поначалу было сложно, но со временем я перевелась в другое подразделение.

Случается, что до женщин в армии домогаются, но многое зависит от нас самих. Сейчас я прохожу службу в подразделении, где всего три женщины и больше трехсот мужчин, и ни разу никто не позволил себе вольностей по отношению к нам.

23 февраля — это и мой праздник тоже, он более значим для меня, чем 8 марта. Служба меня очень изменила. Раньше я не представляла, насколько я эмоционально и физически сильная. Я не прошу для себя поблажек от командования. Понятно, что девушек стараются оберегать, но на тревоги и учения мы выходим наравне с мужчинами.

«Было непросто привыкнуть к жесткой дисциплине»

Вероника, 25 лет, ефрейтор

Мой папа не был военным, он работал гражданским в воинской части, и мы жили в общежитии военного городка. Я заканчивала университет и даже не задумывалась о службе в армии, пока командир моего папы не предложил вакантную должность для меня. Он знал, что мой отец — добросовестный и ответственный работник и что у него есть дочь-выпускница. Как сейчас помню его слова: «Куда она пойдет работать после университета? Без опыта работы студентам тяжело устроиться на гражданке». Я согласилась, тем более что ни у меня, ни у моего молодого человека на тот момент не было своего жилья. (К слову, мой парень вообще не служил по состоянию здоровья.) Я знала, что, если пойду служить, мы поженимся и у нас будет пусть не квартира, но комната в общежитии со своим санузлом. Это куда лучше, чем снимать жилье на гражданке.

Мне пришлось собрать кучу документов, медицинских справок, доказать, что я здорова и дееспособна. Но военкомат, в котором я призывалась, сгорел со всеми моими документами, и я собирала все по новой. Многие друзья отговаривали меня, говорили, может, это знак, не судьба. Но моя семья меня поддержала.

Самым сложным для меня было пройти курсы интенсивной общевойсковой подготовки. Это месячный «курс выживания» в чужой части, на который отправляют всех вновь призванных. Жизнь в казарме, полевые выходы, ночные стрельбы — интересное приключение. Пострелять из автомата не каждому парню на гражданке удается, а там мы стреляли шесть раз. Целый магазин выдавали. Поначалу было страшно, но ощущения непередаваемые! Было непросто привыкнуть к жесткой дисциплине, приказам начальников и жизни в казарме, но я привыкла. Было даже весело, подружилась с девчонками по казарме, мы весело ходили в поля, пели песни. С некоторыми общаюсь до сих пор.

После курсов я устроилась в штаб помощником начальника отделения, занималась бумажной работой, регистрировала документы. Меня все устраивало. Но в армии есть одна большая проблема — ненормированный рабочий день. Тебя в любой момент могут вызвать на службу, и ты обязана явиться, даже если у тебя выходной и ты сидишь в кино с друзьями. Но и к этому я уже привыкла. В остальном мне повезло: никакой дискриминации и, тем более, домогательств я не видела. Мое начальство всегда пойдет на уступки, со всеми можно договориться, найти общий язык. Сейчас я в декрете. У меня есть жилье, пусть служебное, но я не отдаю деньги за съемную квартиру. В будущем возможна покупка своей квартиры по военной ипотеке. Я благодарна армии за стабильность.

Женщина в форме всегда вызывает улыбку и восхищение у мужчин — это приятно. Мои друзья и родные в шутку поздравляют меня с 23 февраля. Я спокойно к этому отношусь и не обижусь, если меня не поздравят.

«Муж очень хотел, чтобы я служила»

Татьяна, 30 лет, рядовой

Мой муж — военный, офицер. Мы жили в маленьком военном городке. Работы особо не было, а муж очень хотел, чтобы я служила. Мне, честно говоря, было все равно. Он выбил согласие начальника в своей части, и я пошла устраиваться, но не прошла по состоянию здоровья — и это в 21 год. Есть подозрение, что на мое место рассматривали другого кандидата, а я особо не рвалась. Однако сам факт того, что меня не взяли, очень сильно задел. Позже я устроилась в военкомат, охраняла гостайну. Мне казалось, что я могла заниматься этим всю жизнь.

В армию попала спустя много лет, когда увидела на улице презентацию военной службы по контракту. Военные поставили тенты, включили ролики, и все желающие могли подойти и поговорить с кадровиками. Я поговорила с командиром, и он тут же выдал отношение со словами «нам такие нужны». Так я доказала себе, что все могу и все сумею. Сама. Мне на тот момент было 27 лет. Мама на такие мои эксперименты (а их в моей жизни много) только качает головой и говорит, что у меня шило в одном месте. Муж же просто был рад.

Я попала в ракетные войска стратегического назначения. Тяготы и нюансы военной службы мне не в диковинку, а у командиров глаз наметан. Многие девушки не получают отношение, потому что им не место в армии и нет никаких представлений о службе, так, розовые замки. Самым сложным был график: четверо суток безвылазно в лесу, потом двое суток отдыха и раз в месяц еще неделю житья-бытья вдали от дома.

В армии нет ни мужчин, ни женщин — есть военнослужащие. На гениталии никто не смотрит. Особенно когда муж офицер (хотя я служила не с ним и даже не близко по роду войск). Я уже не служу, но благодарна армии за военную ипотеку мужа, хорошую зарплату и стабильность.

«Самое тяжелое — прыгнуть с парашютом в первый раз»

Кристина, 32 года, старший матрос

Фото из личного архива

В армию я призвалась в 29 лет. Пошла служить ради стабильности и социальной защищенности. Родные, зная мой характер, этому не препятствовали. Девушке в принципе сложно попасть в армию без связей. Я прошла в ДОСААФе курсы радиотелеграфиста, чтобы у меня было хотя бы какое-то преимущество. В областной пункт отбора приехали представили части, в которой я сейчас служу. У них было всего две женские вакансии, а желающих очень много. После сдачи физических нормативов нас осталось только трое, отбирали нас уже по тестам профпригодности. Мои курсы мне очень помогли: я попала в войска специального назначения. 

Служу уже три года. В части занимаюсь боевой подготовкой и бумажной работой по мере надобности. Мы задействованы в полевых выходах, на стрельбах и прыжках с парашютом (ох, и тяжело было прыгать в первый раз!). Делаем все наравне с мужчинами, боевая подготовка для всех одинакова. Особой дискриминации у нас в части нет. Бывают поблажки, но незначительные. Мужчины стараются помочь, что-то подсказать. Праздники отмечаем вместе, мы же тоже защитницы отечества. Я могу назвать себя патриотом, и таких у нас — большая часть; мы работаем, чтобы вы спали спокойно.

Армия дает определенную закалку. Не каждый мужчина на гражданке сможет сделать то, что делаем мы. Как-то у меня были отношения с парнем из другой силовой структуры. Но у нас не было понимания: ему сложно было смириться с учениями, тревогами. Мы же можем сорваться посреди ночи, уехать по тревоге, куда и на сколько скажут. Теперь я думаю, что встречаться лучше все-таки с военным. Он поймет.

Армия дала мне стабильность, уверенность в завтрашнем дне. На гражданке я просто себя не вижу.

«Постоянно слышу, что женщинам в армии не место»

Дарья, 24 года, ефрейтор

Служба в армии была моей мечтой: меня всегда привлекали мужские профессии, никогда не думала о военной романтике, просто хотелось быть в армии. Поступить в военное училище у меня не получилось, поэтому решила идти по контракту. Родные меня только поддержали.

Я два года обзванивала все военные части России, обтоптала военкоматы, но мне прямо говорили: «Без связей не попадете». В итоге подруга помогла устроиться. Сейчас я служу чуть больше двух лет в ВДВ.  

Постоянно слышу, что женщинам в армии не место, особенно когда речь заходит о боевых подразделениях. В армии существует ограничения в плане карьеры: есть определенные должности, которые могут занимать женщины, их очень мало. Все упирается в образование, женщинам с медицинским или техническим образованием работать проще. С домогательствами я никогда не сталкивалась. Даже намеков не было, главное — себя поставить в коллективе.

«Стабильность и никакой романтики»

Мария, 27 лет, сержант

Папа у меня военный. Я тоже решила попробовать себя в военной службе и в итоге осталась. Мне было 20 лет. Не хочу вас разочаровывать, но романтики в армии нет, армия — это стабильность, вот и весь интерес.

Я охраняю важный государственный объект. Выбора у меня особо не было, так как вакансия всего одна. Мы не принадлежим себе в полной мере: Родина прикажет — значит, надо выполнять приказы и в выходные, и в праздники, и в промежутках между сменами. У меня двое маленьких детей, и мне жалко, когда свой выходной я провожу не с ними, а на работе. Муж у меня гражданский, иногда, конечно, ворчит, но все понимает. Тут дело просто в специфике моей должности, служащие полка работают в пятидневку — им легче.

Да, служить тяжело, но оно того стоит. Армия дала мне стабильность в жизни, в материальном плане. Дискриминации у нас никакой нет — все на равных. Домогательств тоже.

Обсудить на сайте