Венский салон в Москве
За окнами пентхауза на Плющихе пламенел весенний закат, а в гулком бетонном пространстве Frolov Gallery звучала музыка венского модерна: Малер, Шенберг, Берг, Веберн… В России ее исполняют мало и редко. Да и вообще этот период в истории западноевропейского искусства мы открыли для себя недавно. Безусловный интерес подогрела недавняя выставка рисунков Густава Климта и Эгона Шиле из собрания Альбертины, прошедшая в ГМИИ им. Пушкина. Но это было первым приближением к легендарному Сецессиону. Похоже, что главные встречи нас ждут впереди.
Венский совет по туризму решил не откладывать их в долгий ящик и при поддержке журнала «Сноб» устроил камерный вечер в память о трагическом юбилее, ставшем поводом для всплеска новой музейной активности в австрийской столице. Ровно сто лет назад, в 1918 году, с разницей в несколько месяцев ушли из жизни и Климт, и Шиле, и знаменитый архитектор Отто Вагнер, и замечательный дизайнер Коломан Мозер. Собственно, вокруг этих имен сейчас в Вене развернулась большая выставочная история под названием «Красота и бездна», где представлено множество разных и впечатляющих музейных проектов. И хотя до Москвы долетело лишь слабое эхо в виде проекций слайд-шоу и рекламных видеофильмов, неповторимую атмосферу венского салона все-таки удалось воссоздать. Этому в немалой степени способствовал и зажигательный рассказ Стефана Катценбергера, руководителя архива музея Леопольда, и изыски венской кухни, предложенные гостям, и прекрасное австрийское вино, которое организаторы специально заказали для этого вечера.
На вечере присутствовал посол Австрии в РФ доктор Иоханесс Айгнер, который в своем приветственном слове особенно отметил инициативу главного редактора журнала «Сноб» Сергея Николаевича и поблагодарил хозяина Венского дома г-на Владимира Бондаренко за его гостеприимство. Не был забыт и Aksenov Family Foundation, очень важная институция, неизменно поддерживающая главные австро-российские культурные проекты, включая большую ежегодную ярмарку искусств Viennacontemporary. Но на этот раз акцент был сделан на музыке. В программе, подготовленной музыкантами знаменитого московского фестиваля «Возвращение» под руководством Романа Минца и Дмитрия Булгакова, были представлены основные имена австрийского модерна. Кроме того, впервые прозвучали малоизвестные сочинения Альмы Малер в исполнении прекрасного сопрано, молодой певицы Светланы Злобиной. Однако, по мнению меломанов, центральным событием вечера стало Адажио Альбана Берга для кларнета, скрипки и фортепьяно, потребовавшее от Михаила Безносова, Романа Минца и Михаила Дубова абсолютной музыкальной концентрации и безупречной техники. Ведущий вечера Сергей Николаевич неслучайно вспомнил слова философа Теодора Адорно: «Всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя. Все ее счастье в том, чтобы познать несчастье; вся ее красота в том, чтобы отказаться от видимости красоты». И все же красота победила. Особенно когда дело дошло до музыкальной композиции Александра фон Цемлинского «Повсюду ландыши цветут» — она завершила венский вечер на обнадеживающей и примирительной ноте.