Что подростки думают о безопасности
Катя, 14 лет
Я начала перемещаться по городу одна в 12 лет. До этого мама учила меня ориентироваться в метро и в городе. Родственники рассказывали мне, что ходить куда-либо с незнакомыми людьми или гулять одной поздно вечером опасно. В основном это говорили мама и бабушка, так как они очень сильно волновались за меня. Поэтому у нас в семье появилось правило: каждый раз, когда я выхожу куда-нибудь, я должна написать сообщение или позвонить маме/папе/бабушке и сказать, куда я иду и когда буду дома. Я еще ни разу не попадала в опасные ситуации, связанные с передвижением по городу, так что никаких специальных паролей или секретных договоренностей у нас с родителями пока нет. Я считаю, что в вопросе одиночного передвижения ребенка родители должны ему доверять, а он сам должен быть ответственным и организованным. Мои родители доверяют мне, так как они всегда знают, где я.
Лиза, 17 лет
Первые мои самостоятельные походы были в музыкальную школу. Это было в третьем классе. Поначалу мама меня провожала, но шла сзади, чтобы было ощущение, будто я «иду сама». Классе в пятом стала сама ходить в школу. До нее идти больше 20 минут, так что это было для меня серьезным шагом. При этом я практически никогда не ходила в школу одна — со мной всегда был младший брат. Двоих детей не так страшно отпускать, как одного. По субботам в школу меня отводила мама, так как у брата была пятидневка и в выходной по утрам на улицах нет даже дворников. Классе в восьмом я стала ходить в школу одна. Брата стали отпускать одного раньше, но все равно уже после меня.
Мне никогда не разрешали ходить одной по дворам, срезая путь. Да и я сама стараюсь этого не делать. Это довольно страшно. Лучше передвигаться там, где есть машины и хотя бы немного людей. Родители никогда не запугивали меня опасностями, мы всегда говорили об этом серьезно. Вроде «да, такое случается, и нужно быть осторожным». Больше пугает интернет — там полно статей про маньяков, насильников и т. д. Мама всегда говорила, что не нужно паниковать, но безопасность — это важно. Моя мама говорит, что первое, что нужно делать в страшной ситуации, — это идти подальше от потенциальной опасности, а потом уже пытаться связаться с кем угодно: с ней, со службами спасения и т. д. Мне нравится идея, что можно придумать ключевое слово, которое могло бы служить паролем в экстренном случае, и я думаю предложить такое родителям.
Мне кажется, что мои родители делают все правильно. У меня нет никаких проблем с безопасностью в самостоятельной жизни. Я очень впечатлительная, например, боюсь летать на самолетах и ездить в метро. После статьи в интернете о чем-то страшном могу вообще стараться закрыться дома и не выходить. И для меня ценно, когда мама старается показать, что моя безопасность — это главное, но не нужно шарахаться от всего и вся. Думаю, это как раз и дает мне возможность избегать страшных ситуаций.
Тата, 16 лет
Лет в 12 я начала сама передвигаться по городу. Папа рассказывал всякие страшилки, но это было больше в игровой форме: он знал и знает, что я могу постоять за себя. У нас есть минимальные правила, которые я соблюдаю: телефон, ключи — чтобы все на месте было. Чтобы я обязательно написала, когда доберусь куда-то и пойду обратно. В случае опасности родителям будет достаточно звонка или эсэмэски от меня с каким-либо фактом, который могу знать только я. Однажды меня с подругой преследовал мужчина — тогда нам помогли полицейские на станции. В общем, у меня все в порядке с безопасностью.
Степан, 15 лет
Я начал ходить по городу сам в третьем классе, но только от школы до дома, а это пять минут. Родители рассказывали о каких-то основных правилах поведения. Они приводили неприятные примеры, и до сих пор мама отправляет мне их в WhatsApp. Никаких особенных договоренностей и правил у нас нет, просто мама или папа мне регулярно звонят, если я гуляю. Мне посчастливилось ни разу не попасть ни в какие неприятные ситуации, но вот с моими приятелями такое случалось, поэтому мои родители и переживают.
Полина, 15 лет
Я начала ездить по городу сама в 10–11 лет. Мне, конечно, рассказывали про всякие неприятные штуки, но это такой базовый список вроде «не ходи с незнакомыми людьми», «не ходи в темных местах». В какие-то страшные ситуации я не попадала, но иногда рискую, благодаря своим поздним прогулкам. Я обычно предупреждаю, что приеду позже, и меня, конечно, ругают, но не сильно. Родители всегда много гуляли со мной, и поэтому я узнала много мест, в которых потом гуляла уже сама или с кем-то. Родители много рассказывали о том, как они попадали в неприятные ситуации. Это, конечно, пугало, но давало какие-то знания о том, как делать не стоит. У нас в семье нет никаких специальных правил, связанных с безопасностью, кроме общепринятых.
Иногда я думаю, что родители слишком сильно волнуются и перегибают палку. Это раздражает. Я общаюсь со взрослыми ребятами, у нас большая компания, поэтому я чувствую себя в безопасности. Вот когда я поздно еду домой, иногда напрягают некоторые физиономии. Сразу какие-то нехорошие мысли появляются, но главное — быстрее уйти и не беспокоиться. Полицейские тоже неприятные, но опыта общения с ними у меня нет — я их всячески сторонюсь и считаю, что они никак не могут помочь. Родители установили определенное время, когда я должна быть дома, но я всегда опаздываю. Я думаю, мне должны давать больше свободы, потому что, когда родители говорят «идти домой», пока все тусуются, это портит все удовольствие.
Полина, 15 лет
Я начала перемещаться сама по городу где-то в 12 лет. Лет с пяти мама объясняла, как нужно ездить в метро, почему нельзя разговаривать с незнакомцами и все такое. Не было никаких особенных рассказов и страшилок, в основном мне просто объясняли какие-то правила и давали наставления. Сейчас, если я возвращаюсь домой поздно, то обычно еду на такси, присылаю маме скрин с номером машины и данными водителя и звоню ей. Кроме того, стараюсь сообщать о своих передвижениях после восьми часов вечера, а если остаюсь у кого-то на ночь, то даю контактный номер и адрес. Пару раз были такие ситуации, когда мне становилось страшно, но я справлялась сама. Меня редко отпускают на ночь туда, где нет взрослых, хотя мама хорошо знает моих друзей. Я не вижу в таких ночевках ничего страшного или опасного. Думаю, что родители должны больше доверять детям. Моя мама, например, всегда говорила, что в случае чего она поможет и я всегда могу ей звонить. Значит, она должна довериться и отпустить меня, хотя я понимаю, что для родителей это сложно.
Лия, 16 лет
Первые мои самостоятельные «походы» были в классе четвертом: я вместе с подружкой ходила от школы до дома. Мне это безумно нравилось. Постоянно ходить по улице одна начала в шестом классе. Никакой специальной подготовки к такой самостоятельности не помню, просто всегда был уговор, что я пишу, где я. Это правило у нас главное. Пришел куда-то — напиши: «я дома», «я в театре», «я в музее». Относительно недавно в нашем районе появился маньяк (сейчас его уже нет): на остановке у нашего дома убили человека. И тут началось: «вечером с танцев только со мной (мамой) или с бабушкой», «сегодня ты на занятия не пойдешь», «в девять чтоб дома была!». Для безопасности на данный момент мне достаточно знаний о том, что по подворотням ночью гулять не стоит и т. п. Со мной никогда не проводили специальных бесед, направленных на обучение безопасности. Все знания приходили от родителей в повседневных разговорах.
Михаил, 13 лет
Я начал ездить по городу сам всего два года назад. Родители проводили инструктаж и в первое время отслеживали все перемещения. Они не говорили мне, чем мир опасен или наоборот, — просто предупреждали о том, что меня ожидает, и напоминали, чтобы я был внимателен и осторожен. Правила у нас просты: отзваниваться и сообщать о своих перемещениях.
Идеальное общение с родителями на тему безопасности я представляю себе так: они должны предупреждать тебя о том, что может случиться, а ты обязан их внимательно слушать. Мои родители все делают правильно.
Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.
Владимир, 12 лет
Я езжу сам по городу с пятого класса. Родители просто показали маршрут и предупредили о некоторых опасностях. Ну и еще они объясняют, что делать в экстренных ситуациях и как их избежать. Правда, заодно они рассказали несколько страшных историй, после которых я слегка побаивался ходить один в темноте. У нас есть некоторые секреты, например, если я дома и в дверь звонят три раза, значит, это кто-то из семьи.
Николай, 12 лет
Мои первые самостоятельные поездки по городу начались около полугода назад. Сначала до школы и обратно на метро — это несколько остановок, потом тусоваться с друзьями. У нас есть правила: я должен отвечать на звонки родителей, звонить сам, а если иду встречаться с друзьями — присылаю маме селфи с ними. Родители много говорят о возможных опасностях и что делать, если попал в такую ситуацию. Честно говоря, мне не очень комфортно, когда я думаю о том, что вокруг все плохо и тревожно. Я иногда думаю, что родители просто меня запугивают, так как опасностей в их рассказах с каждым разом становится все больше. Похоже, маме еще кажется, что все вокруг хотят предложить мне наркотики или втянуть в какие-то криминальные истории.
Подготовила Виктория Свердлова-Ягур