Как не впасть в меланхолию, когда на дворе кризис
Кризиса боятся все. Да, мы к нему уже даже привыкли и где-то там подсознательно всегда готовы, но тем не менее, когда наступает реальный день с его реальными проблемами, мы напрягаемся. И начинаем думать, как жить дальше, что делать и как быть.
Терять работу не нравится никому. К счастью, прямо сейчас у нас есть еще немного времени, чтобы заметить первые тревожные звоночки и успеть что-то поменять. В зоне риска сейчас многие, но все же пока еще не все. Поэтому первым делом определите, какова вероятность того, что компанию, где вы работаете, вот-вот накроет кризис.
Вот вам несколько основных примет:
- Руководство нервничает. Ему это вообще свойственно, но в кризис руководство нервничает по-особенному: боссы засиживаются допоздна, хотя раньше им это было несвойственно, и начинают контролировать даже то, на что никогда не обращали внимания. Например, просят писать отчеты по каждому телодвижению. Но самое главное — они зачастили с волшебной фразой «а давайте подумаем над дополнительными источниками финансирования».
- Приятные мелочи, которые радовали вас в офисе и к которым вы давно привыкли, перестали быть приятными. Обратите внимание на туалеты (я не шучу!): верный признак надвигающегося финансового коллапса — внезапно ухудшившееся качество туалетной бумаги, жидкого мыла и прочих подобных вещей.
- Обнаглевшие партнеры, которые начинают требовать большей предоплаты, чем раньше. Тут варианта два, и оба плохие: либо кризисом накрыло уже вообще всю отрасль, либо конкретно вашу компанию, которая всерьез задолжала.
- Начались увольнения в финансовых отделах и бухгалтериях. Это явный признак кризиса, так как эти отделы обычно очень стабильны, их сотрудникам известна реальная картина происходящего. Если бухгалтерия уходит, значит, картина эта безрадостная.
- Самый главный начальник внезапно начинает писать пространные письма и всячески мотивировать работников. Мы — команда, мы — сила, мы — победим! Если раньше за ним такого не наблюдалось, поздравляю: в силу вступили нематериальные принципы якобы мотивации, которая сотрудникам совсем скоро пригодится. Наступает время работать за идею.
Подчеркну: ни один из перечисленных признаков сам по себе не является достаточным, однако совокупность хотя бы нескольких из них дает повод всерьез задуматься о том, что делать дальше.
Насчитали в своей компании от двух до пяти признаков? Первым делом успокойтесь и не истерите: истерика мешает принимать адекватные решения и поведет нас по неправильному пути. А нам теперь очень важно действовать по плану:
- Выясните, где кризис — в компании или в отрасли вообще? Пообщайтесь со своими друзьями-коллегами из отрасли, но других компаний. Лучше неформально — через пару часов активного общения они расскажут вам правду.
- Если кризис в отрасли, ищем работу вне нее. Если в компании, не резко переходим к конкурентам, а задумываемся. Мы уверены, что кризис действительно не отраслевой и наша компания не просто стала «первой из»? Точно-точно? Если ответ нет, то см. начало этого пункта. Если да, можно искать вакансии конкурентов.
- На этом этапе понимаем, что хороших вакансий сейчас не так и много: время, когда фирмы бегают за специалистами, прошло. Тут у нас очередная развилка: либо продолжаем пробиваться к конкурентам, если уверены в своем уровне и в том, что им без нас не прожить, либо идем в госсектор — стабильность там в целом выше даже в кризис.
Что еще можно сделать?
- Начать учиться (если есть сбережения).
- Начать собственное маленькое (!) дело, пока еще можно поднять инвестиции от фондов и инвесторов в России: они сейчас думают, куда бы срочно вложиться, хотя и делают это значительно аккуратнее, чем раньше.
- Рожать (если позволяет финансовое и физическое состояние).
Основные риски при смене работы, если в компании кризис:
- У конкурента может быть еще хуже, прежде всего с точки зрения вашей карьеры, движения вперед и интересности работы.
- Ваш босс узнает, что вы ходите по собеседованиям, раньше, чем у вас на руках окажется новый оффер. После этого вас уволят, да еще и распустят о вас всякие гадкие слухи по рынку. С гадостью боремся рекомендациями и добрым именем. С первой частью боремся наличием некоторых накоплений и просьбой о конфиденциальности на собеседованиях. Но дать гарантии тут никто не может.
В финале давайте максимально честно и без иллюзий: кризис будет, точнее, он уже наступил и, на самом деле, не вчера. Но не в первый раз, верно? Как человек, который пережил уже три кризиса, могу сказать: это можно не просто пережить, на этом можно сделать блестящую карьеру. Например, самым простым способом: не уходить из компании, если в нее веришь, как только стало плохо, а начать впахивать в три раза больше — вместо всех тех, кто ушел. В результате со временем и компанию вытащите, и себя «поднимете» на новые высоты.
Удачи!
Автор — хедхантер, один из крупнейших экспертов в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство».