Лучшее за неделю
Алена Владимирская
11 апреля 2018 г., 13:15

Как не впасть в меланхолию, когда на дворе кризис

Читать на сайте

Кризиса боятся все. Да, мы к нему уже даже привыкли и где-то там подсознательно всегда готовы, но тем не менее, когда наступает реальный день с его реальными проблемами, мы напрягаемся. И начинаем думать, как жить дальше, что делать и как быть.

Терять работу не нравится никому. К счастью, прямо сейчас у нас есть еще немного времени, чтобы заметить первые тревожные звоночки и успеть что-то поменять. В зоне риска сейчас многие, но все же пока еще не все. Поэтому первым делом определите, какова вероятность того, что компанию, где вы работаете, вот-вот накроет кризис.

Вот вам несколько основных примет:

  1. Руководство нервничает. Ему это вообще свойственно, но в кризис руководство нервничает по-особенному: боссы засиживаются допоздна, хотя раньше им это было несвойственно, и начинают контролировать даже то, на что никогда не обращали внимания. Например, просят писать отчеты по каждому телодвижению. Но самое главное — они зачастили с волшебной фразой «а давайте подумаем над дополнительными источниками финансирования».
  2. Приятные мелочи, которые радовали вас в офисе и к которым вы давно привыкли, перестали быть приятными. Обратите внимание на туалеты (я не шучу!): верный признак надвигающегося финансового коллапса — внезапно ухудшившееся качество туалетной бумаги, жидкого мыла и прочих подобных вещей.
  3. Обнаглевшие партнеры, которые начинают требовать большей предоплаты, чем раньше. Тут варианта два, и оба плохие: либо кризисом накрыло уже вообще всю отрасль, либо конкретно вашу компанию, которая всерьез задолжала.
  4. Начались увольнения в финансовых отделах и бухгалтериях. Это явный признак кризиса, так как эти отделы обычно очень стабильны, их сотрудникам известна реальная картина происходящего. Если бухгалтерия уходит, значит, картина эта безрадостная.
  5. Самый главный начальник внезапно начинает писать пространные письма и всячески мотивировать работников. Мы — команда, мы — сила, мы — победим! Если раньше за ним такого не наблюдалось, поздравляю: в силу вступили нематериальные принципы якобы мотивации, которая сотрудникам совсем скоро пригодится. Наступает время работать за идею.

Подчеркну: ни один из перечисленных признаков сам по себе не является достаточным, однако совокупность хотя бы нескольких из них дает повод всерьез задуматься о том, что делать дальше.

Насчитали в своей компании от двух до пяти признаков? Первым делом успокойтесь и не истерите: истерика мешает принимать адекватные решения и поведет нас по неправильному пути. А нам теперь очень важно действовать по плану:

  1. Выясните, где кризис — в компании или в отрасли вообще? Пообщайтесь со своими друзьями-коллегами из отрасли, но других компаний. Лучше неформально — через пару часов активного общения они расскажут вам правду.
  2. Если кризис в отрасли, ищем работу вне нее. Если в компании, не резко переходим к конкурентам, а задумываемся. Мы уверены, что кризис действительно не отраслевой и наша компания не просто стала «первой из»? Точно-точно? Если ответ нет, то см. начало этого пункта. Если да, можно искать вакансии конкурентов.
  3. На этом этапе понимаем, что хороших вакансий сейчас не так и много: время, когда фирмы бегают за специалистами, прошло. Тут у нас очередная развилка: либо продолжаем пробиваться к конкурентам, если уверены в своем уровне и в том, что им без нас не прожить, либо идем в госсектор — стабильность там в целом выше даже в кризис.

Что еще можно сделать?

  1. Начать учиться (если есть сбережения).
  2. Начать собственное маленькое (!) дело, пока еще можно поднять инвестиции от фондов и инвесторов в России: они сейчас думают, куда бы срочно вложиться, хотя и делают это значительно аккуратнее, чем раньше.
  3. Рожать (если позволяет финансовое и физическое состояние).

Основные риски при смене работы, если в компании кризис:

  • У конкурента может быть еще хуже, прежде всего с точки зрения вашей карьеры, движения вперед и интересности работы.
  • Ваш босс узнает, что вы ходите по собеседованиям, раньше, чем у вас на руках окажется новый оффер. После этого вас уволят, да еще и распустят о вас всякие гадкие слухи по рынку. С гадостью боремся рекомендациями и добрым именем. С первой частью боремся наличием некоторых накоплений и просьбой о конфиденциальности на собеседованиях. Но дать гарантии тут никто не может.

В финале давайте максимально честно и без иллюзий: кризис будет, точнее, он уже наступил и, на самом деле, не вчера. Но не в первый раз, верно? Как человек, который пережил уже три кризиса, могу сказать: это можно не просто пережить, на этом можно сделать блестящую карьеру. Например, самым простым способом: не уходить из компании, если в нее веришь, как только стало плохо, а начать впахивать в три раза больше — вместо всех тех, кто ушел. В результате со временем и компанию вытащите, и себя «поднимете» на новые высоты.

Удачи!

Автор — хедхантер, один из крупнейших экспертов в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство».

Обсудить на сайте