Лучшее за неделю
23 апреля 2018 г., 08:25

«Мы стираем границы между онлайн- и офлайн-приемами пациентов». Как в России работает медпомощь через интернет

Читать на сайте
Фото предоставлено пресс-службой

Ɔ. В чем отличие вашего телемедицинского проекта от других подобных продуктов, анонсированных в последнее время?

Этот уникальный продукт в сегменте digital health, сочетающий в себе медицинскую экспертизу «Медси» и опыт МТС, является примером инновационной синергии между компаниями группы АФК «Система». Вместе с нашими партнерами внутри корпорации «Система» мы создали один из первых телемедицинских проектов в России, который стал цифровым воплощением того, что называется «медициной 360 градусов». По сути, SMARTMED — это онлайн-продолжение сети клиник «Медси», где можно получить весь спектр услуг по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, а также реабилитации для детей и взрослых. Мы делаем более доступной специализированную качественную медицинскую помощь и стираем границы между онлайн- и офлайн-приемами там, где это оправданно и целесообразно. Нередко в относительно простых случаях личное посещение пациентом клиники не обязательно. Например, когда речь идет о мониторинге хронических заболеваний. Тем самым экономится время пациентов, а квалифицированная медицинская помощь становится более оперативной и доступной. Онлайн-консультации проводят только практикующие высококвалифицированные врачи, кандидаты и доктора медицинских наук.

Ɔ. Иными словами, «цифровая медицина» сегодня — это консультации врачей онлайн?

В основном это удаленное консультирование в сочетании с другими удобными сервисами, в том числе облегчающими запись к врачу и взаимодействие пациента с медицинским учреждением. В будущем применение цифровых медицинских технологий расширится вплоть до применения искусственного интеллекта. Уже сейчас это требует подготовки нового поколения специалистов. Поэтому МТС вместе с Московским политехническим университетом запустили первую магистерскую программу по телемедицине. А мы, со своей стороны, инвестируем в повышение квалификации врачей — создаем систему непрерывного образования, объединяющего  академические знания с клинической практикой.

Фото предоставлено пресс-службой

Ɔ. Как организован процесс цифровой медицинской помощи в «Медси»?

Мобильное приложение — это интерфейс, который сокращает путь пациента до врача и делает общение комфортным. А сам процесс оказания помощи организован по протоколам, которые регламентируют лечение в зависимости от каждого конкретного случая, вплоть до поведения высокотехнологичных операций. Специализированная медицинская помощь подразумевает очень четкую стандартизацию всех действий, чтобы гарантировать качество. «Медси» оказывает комплекс медицинских услуг полного цикла, включающий скорую, амбулаторную, стационарную помощь и реабилитацию. В целом мы движемся в сторону модели 4П-медицины, которая включает профилактику заболеваний; предикцию — определение предрасположенности к заболеваниям, персонификацию — индивидуальный подход к каждому пациенту с учетом особенностей его организма, партисипативность, то есть активное участие пациента и членов его семьи в сохранении своего здоровья, вовлеченность в процесс.

Ɔ. За счет чего это удается достичь?

Мы активно внедряем международные «гайдлайны» в клиническую практику, стандартизируем обследование пациентов. В «Медси» есть программы таргетированного скрининга (например, онкоскрининг, кардиоскрининг и т. д.), возможности для успешного лечения пациентов даже в самых сложных случаях. Мы поддерживаем высокий уровень оказания медицинской помощи по одним из самых востребованных направлений — сердечно-сосудистая хирургия, онкология, ортопедия — за счет эффективности работы врачей и использования передовых технологий. Плюс, поскольку мы создаем платформу университетской клиники, у нас есть и собственное образовательное подразделение — Медицинская академия «Медси», и свой научный отдел. Что касается образования, то у нас здесь четкая позиция: главное — не дипломы, а компетенции.

Ɔ. Расскажите, пожалуйста, подробнее о формате «университетской клиники». Для России это относительно новое понятие.

На самом деле не такое уж оно и новое. Этой модели около тысячи лет. Университетская клиника — сочетание науки, образования, здравоохранения — это, наверное, самый лучший формат медицинской организации. Классика жанра — американская клиника Mayo. Этот формат показал свою эффективность при внедрении инновационных достижений медицины в реальную врачебную практику. Мы проводим клинические исследования в рамках международных и российских проектов. Но глобально большая наука в «Медси» начнется после того, как будет открыт R&D-центр* с научными исследованиями, которые мы сможем реализовать в клинической практике. А это означает резкий рост качества медицинской помощи.

Фото предоставлено пресс-службой

Ɔ. Онкологические заболевания выходят на первое место по смертности. Какие инновации можно внедрить уже сейчас для увеличения эффективности лечения? И что в этом направлении делается в «Медси»?

Мы определили для себя три вектора в лечении онкологических заболеваний: терапевтический, хирургический, инновационный. Здесь уже есть апробированные технологии лечения, которые мы успешно применяем. Сейчас для нас диссекция в подслизистом слое при раннем раке желудка или толстой кишки — просто рутина. Это уже не эксклюзивная история, а одна из технологий, которая может помочь большему числу пациентов с раком желудка или колоректальным раком.

Другой путь — терапевтические воздействия. Мы первыми в России начали массовое лечение пациентов с целым рядом тяжелейших онкологических заболеваний, применяя передовые достижения иммуноонкологии в повседневной клинической практике, в том числе по ОМС.

Еще есть инновационный путь, который демонстрирует впечатляющие результаты даже на запущенных стадиях рака. Это CAR-T — введение в организм человека модифицированных Т-лимфоцитов. Небольшое количество таких «измененных» лимфоцитов в организме больного превращается в целую армию активных борцов с раковыми клетками.

Отдельно стоит отметить восстановительное лечение. Здесь мы тоже активно внедряем ноу-хау, открыли в нашей больнице на Пятницком шоссе первый «умный» зал реабилитации пациентов с тяжелыми неврологическими нарушениями двигательной системы — это полностью отечественная разработка, аналогов которой в России нет.

* В R&D-центрах проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предшествующие запуску нового продукта или системы в промышленное производство.

Медицинский бизнес АФК «Система» сопоставим по масштабу с государственной системой здравоохранения среднего российского региона: 18 поликлиник в Москве и области, две большие больницы, три клинико-диагностических центра. По всей стране — более 70 медицинских пунктов и несколько региональных клиник. Более 1 миллиона прикрепленных пациентов и свыше 8 миллионов посещений, огромный объем амбулаторной, стационарной помощи и реабилитации. В 2017 году выручка «Медси» выросла на 24% до рекордных для компании 11,7 миллиарда рублей, в том числе от высокотехнологичных услуг по ОМС — более чем в 5 раз, до 1,2 миллиарда рублей. За год свыше 14 тысяч пациентов получили помощь в стационарах, а посещаемость клиник увеличилась на 14,5% по Москве и области и на 9,5% в целом по всей сети.

Записал Александр Косован

Обсудить на сайте