Лучшее за неделю
28 апреля 2018 г., 16:45

Театральный продюсер Леонид Роберман: Моя миссия — создавать праздник

Читать на сайте

Ɔ. Чем занимается театральный продюсер? Его задача — просто спонсировать спектакли?

Вы высказали ошибочное мнение, которое широко распространено, будто театральный продюсер занимается только движением денег: приходит в театр с маленьким или большим мешочком, наполненным ими, и говорит: «Есть вот такая сумма, я могу дать вам ее, но потом хочу получить больше, чем дал». Не буду спорить, это не лишено смысла и в большой степени правдиво, но в то же самое время это не совсем так. Хороший продюсер прежде всего реализует творческую идею, а деньги — лишь составляющая этого процесса.

Ɔ. Какое значение имеет продюсирование для театрального мира?

Продюсер в антрепризе может сделать то, что не в состоянии сделать репертуарный театр с постоянной труппой в своих спектаклях. Продюсер более свободен и может позволить себе больше. Я говорю не столько о внутренней цензуре в театрах и не о финансах: театр ограничен в выборе режиссера, площадки, артистов, а я не ограничен.

Ɔ. То, что вы делаете, — это прежде всего искусство или бизнес?

Я бы сказал, что это и то, и другое, а вместе — любимое дело. Над чем бы я ни работал, я задаю себе вопрос: что я хочу сказать миру? Если у человека есть миссия, которую он пытается выполнять, то ему будет легко убедить людей, что нечто нужно сделать. Вселенная как будто откликается на это, а на желание разбогатеть не откликается, как по мне, ничто. Многие из тех, кто чего-то добился в жизни, перестают жить ради заработка, а занимаются благотворительностью или уделяют основное время хобби. Я думаю, что это хорошие попытки осмысленного проживания жизни.

Ɔ. Но позволить себе это можно, если вы заработали уже достаточно денег?

Нет, почему же. Ведь «достаточно» — это понятие очень относительное. Например, я подхожу к нему так: все, что ты имеешь, должно быть для чего-то нужно. Все должно соответствовать тому, ради чего ты живешь.

Фото: Ира Полярная

Ɔ. Как вы определяете, для чего живете вы?

Моя миссия — создавать праздник. Я живу, чтобы людям было радостнее. Не веселее — веселье быстро проходит и оставляет крошечный след. Радость же — это то, что мы чувствуем продолжительное время.

Ɔ. В одном из интервью вы говорили, что радоваться довольно сложно. Почему?

Потому что это умение людей, которые обладают высокими духовными качествами, а таких немного. Мне вот не всегда удается радоваться.

Ɔ. А чему вы радуетесь, когда удается?

Одна из последних моих радостей — работа с режиссером Дмитрием Крымовым над «Безприданницей». Такую же радость я испытываю от работы с Максимом Диденко. Он разрабатывает новые формы воздействия на зрителя. В советское время говорили: «Этот человек умеет гротеск». Другой человек «умеет реализм», третий — психологизм. А вот как охарактеризовать то, что умеет Максим, я не знаю. Его работа напоминает мне химические эксперименты, во время которых смешиваются вещи, которые ранее не смешивались. И, что для меня очень важно, Максим не забывает, что спектакль должен быть посвящен рассказу о судьбе человека.

Ɔ. Давайте вернемся к театральному продюсированию. Как с ним обстоят дела в России и на постсоветском пространстве?

Хреново обстоят. Ведь театр — одно из явлений большой жизни, и если везде не очень хорошо, то почему в театре должно быть хорошо? Театр отвечает на запросы времени, а время у нас нехорошее, не то, которое способствует развитию во всем.

Фото: Ира Полярная

Ɔ. Вы говорите о России или о мире в целом?

О России. Все что сейчас происходит… Ну взять того же Серебренникова. История знаковая, показательная. Бог театра сегодня живет не в России — может, в Литве, в Польше или Германии. В России он жил долгое время, но сейчас ему комфортнее в другом месте.

Ɔ. С чем это связано?

С отсутствием идеи в обществе, причем какой бы то ни было вообще.

Ɔ. Вы сотрудничаете с театральными новаторами. Это более перспективно, чем заниматься традиционным театром?

Мне неважно, традиционный или новаторский театр, главное, чтобы он был настоящим.

Ɔ. Что для вас значит настоящий театр?

Тот, после которого зрителю есть о чем помолчать и не хочется болтать попусту. Тот, который вызывает чувства у людей. Денег сейчас становится все меньше, и люди идут туда, где гарантированно получат впечатление.Ɔ.

Записал Александр Косован

Обсудить на сайте