Лучшее за неделю
Анатолий Сычев
11 мая 2018 г., 11:46

Александр Майкапар: Три загадки, спрятанные на картинах

Читать на сайте
Фото: Wikipedia Commons

Есть множество картин, фресок и гравюр, сюжетами которых становились сцены музицирования, исполнители с разными инструментами, сами инструменты и даже ноты. Такие картины не просто произведения искусства, но еще и важные документы эпохи. Вот лишь несколько примеров интересных открытий.

I. В каком году были написаны эти картины?

Нидерландский художник первой половины XVI века, чье имя неизвестно, в истории искусства получил прозвище Мастер женских полуфигур, поскольку изображал очаровательных молодых девушек в определенном ракурсе. Одна из таких его картин хранится в Эрмитаже.

Мастер женских полуфигур. Музыкантши. Около 1528 года. Санкт-Петербург, Эрмитаж

В Вене, в Собрании графини Харах хранится еще один вариант этой картины, на которой также изображены ноты. Ноты на этих картинах — части одного музыкального произведения.

Ноты с картины «Музыкантши». Около 1528 года. Вена, Собрание Харах

Но и это не всё. Вот еще одна картина этого же мастера.

Мастер женских полуфигур. Лютнистка. Около 1528 года

Здесь лютнистка разучивает аккомпанемент к этой же песне. Перед нею два нотных листа: на нижнем можно разглядеть нашу песню, а на верхнем — лютневое сопровождение к ней.

Вы обратили внимание, как указана дата создания картин? Почему «около 1528 года»?

Есть еще одна картина, в которой фигурирует эта же песня. Картина тоже неизвестного мастера, она называется «Блудный сын, пирующий с куртизанками».

Неизвестный мастер первой трети XVI века. Блудный сын, пирующий с куртизанками. Около 1528 года. Париж. Музей Карнавале

Основанием для датировки этой картины — а через нее и наших «Музыкантш» — служит здание, изображенное на заднем плане: это строящийся парижский собор Нотр-Дам. Эта стадия его возведения зафиксирована соборными книгами под 1528 годом.

II. Зачем Рафаэль обманул зрителей?

Рафаэль. Св. Цецилия. 1514. Болонья. Национальная пинакотека

Художник показал святую в тот момент, когда она игрой на органе привела себя в экстаз. Живописец и писатель Джорджо Вазари констатировал это: «На картине изображена святая Цецилия, которая, ослепленная сиянием небесного хора поющих ангелов и вся во власти гармонии, прислушивается к божественным звукам. В ее чертах видна та отрешенность, которую можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга». «Музыка вызывает экстаз» — такова была краткая формула Тинкториса, знаменитого музыкального теоретика второй половины XV века. Теперь святая Цецилия в состоянии воспринимать небесную музыку ангелов, и орган ей больше не нужен.

Орган и другие музыкальные инструменты изображены очень хорошо. Вазари сообщает в жизнеописании ученика и помощника Рафаэля Джованни да Удине, что «Рафаэль, весьма любивший талант Джованни, работая над образом святой Цецилии, поручил Джованни написать орган, который держит святая, воспроизведенный им с натуры столь отменно, что кажется рельефным, а также музыкальные инструменты у ног святой, и, что важнее всего, написанное им схоже с тем, что сделано Рафаэлем, настолько, что кажется, будто это одна рука».

Даже если считать это свидетельство вполне достоверным, оно никак не отражается на реконструкции рафаэлевских музыкально-эстетических воззрений. Но, чтобы закончить с органом, который, на первый взгляд, кажется действительно написанным как будто с натуры, необходимо обратить внимание, что художник изобразил его все-таки неверно. Левая рука Цецилии, которая, согласно правилам, должна играть в басу, здесь касается самых маленьких трубок, то есть извлекает высокие звуки, в то время как правая, наоборот, низкие. Вероятнее всего, это искажение было продиктовано чисто графическими соображениями: линия верхнего края трубок на картине в какой-то степени повторяет контур самой святой Цецилии. Если бы инструмент был изображен правильно, то эта линия сильно выделялась бы в направлении Марии Магдалины и «звучала» бы резким диссонансом во всем графическом строе картины.

III. Зачем Дега выделил картину в картине?

Эдгар Дега. Портрет виолончелиста Пиле. 1868–1869. Париж. Музей Орсэ

Дега изобразил виолончелиста Пиле в его рабочем кабинете. Мало кто обращал пристальное внимание на картину, висящую на стене, а даже если и обращал, то не мог найти объяснения, почему именно она украшает кабинет виолончелиста.

Члены «Музыкального союза» Джона Эллы.1851. Литография

Оказывается, все они — музыканты, выступавшие в антрепризе знаменитого лондонского импресарио Джона Эллы. На литографии представлены: скрипач Жан Батист Вильом, великий итальянский контрабасист-виртуоз Джованни Боттезини (в центре с контрабасом), Альфредо Пиатти, итальянский виолончелист (в центре, облокотившийся на рояль и держащий в руках виолончель), Фердинанд Лауб, чешский скрипач; за роялем — сэр Чарлз Халле. Все это звезды первой величины на европейском музыкальном небосклоне середины XIX века, и о каждом из них мог бы быть интересный рассказ. И среди них всех сам Пиле, тогда еще молодой и почти не известный. И хотя Пиле на литографии помещен на заднем плане, сам факт его увековечения в высшем музыкальном обществе был честью для него. Потому эта литография и украшает его кабинет.

Здесь были представлены всего несколько картин с музыкальными сюжетами. Цикл наших концертов познакомит вас с гораздо большим их количеством. Рассказ о каждой картине будет сопровождаться музыкой, имеющей непосредственное отношение к данной эпохе, картине и сюжету.

Концерты проводятся при поддержке музыкального фонда «Бельканто», ближайший концерт состоится 27 мая.

Подготовил Александр Косован

Обсудить на сайте