Буддизм 2.0 и таблетка сострадания
Представьте, что папой римским выбирают молодого малоизвестного кардинала. Его фигура — компромисс для борющихся за власть церковных кланов. Соглашаясь на этот компромисс, обе стороны надеются, что смогут воплотить свои планы через неопытного понтифика. Но всех ждет сюрприз. Избранник не намерен идти ни у кого на поводу. У него собственная цель — реформа католической церкви. Новый папа выдвигает своих людей, заводит новые контакты, изменяет устоявшиеся порядки, отказывается от установленного этикета и формальностей, вдохновляет на изменения. Он проводит реформу.
Эта ситуация (сюжет сериала «Молодой папа» — шедевра итальянского режиссера Паоло Соррентино) приходит на ум в связи с уже моей третьей встречей с главой тибетских буддистов — Далай-ламой XIV Тензином Гьямцхо. Приезжая в Индию очередной раз в составе делегации российских ученых, я задаюсь вопросами: зачем буддизму современная наука? Зачем духовный лидер буддистов заводит столько контактов из западного мира? Насколько он собирается обновлять восточную духовную традицию? Насколько человек, воспитанный в религиозной традиции и призванный ее сохранять, может всерьез интересоваться биологией или нейрофизиологией? Подобные вопросы Его Святейшеству я задаю при встрече. Меня интересует, действительно ли появится буддизм 2.0 и если да, то каким он будет?
Интерес к исследованиям возник у далай-ламы в детстве. Поводом стали его случайные находки во дворце Потала: складной медный телескоп, механические часы с глобусом, несколько книг на английском о Первой мировой войне и два кинопроектора. С помощью телескопа юный монах следил за жизнью на центральной площади Лхасы и изучал звезды, из книг узнавал географию. А механические часы разобрал и потом, не без труда, собрал обратно. Затем он стал чинить проекторы и с помощью взрослого товарища Бабу Таши даже отремонтировал два старых автомобиля. Так он познакомился с механикой и убедился в том, что многое в мире можно починить, если знать, как оно устроено. Устройство мира продолжило интересовать его всю жизнь.
Одним из учителей далай-ламы был австрийский физик и философ, лаборант Гайзенберга (того самого, что вывел принцип неопределенности) Вейзсакер. Он рассказывал далай-ламе о квантовой механике. Потом в Англии далай-лама познакомился с выдающимся физиком и нейропсихологом Давидом Бомом. Они сразу нашли общий язык, так как оба жили в изгнании. Дружил далай-лама и с еще одним «изгнанником» — философом науки Карлом Поппером (он был изгнан из нацистской Вены), а также с выдающимся нейроученым Франциско Варелой (он, кстати, тоже был вынужден покинуть Чили после прихода Пиночета). В результате сотрудничества с Варелой появился «Институт ума и жизни» — исследовательский центр, целью которого стало изучение сознания. И вот теперь подобное сотрудничество началось с российскими учеными: биологами, генетиками, нейроучеными, философами.
Чего ждет Далай-лама от сотрудничества с наукой?
Во-первых, он собирается доказать пользу медитации. Буддисты ожидают, что сканирование мозга подтвердит, что медитация положительно влияет на личность. Такие исследования даже стали предметом новой дисциплины — созерцательной нейронауки. Вторым ожидаемым результатом является подтверждение теории пустоты — убеждения буддистов в том, что не существует независимой объективной реальности. Их союзником здесь может оказаться квантовая механика. Она, вероятно, показывает зависимость поведения элементарных частиц от наблюдателя. Значит ли это, что далай-лама и буддисты ищут лишь новые аргументы для подтверждения устоявшихся убеждений? Или они готовы изменять канон?
«Если научные открытия убедительно докажут, что некоторые утверждения в буддизме ложны, тогда мы должны принять научные аргументы и оставить буддийские догматы», — говорит далай-лама. Меня это вдохновляет: «Ваше Святейшество, а если ученые изобретут таблетку для сострадания, пропишете ли вы ее последователям буддизма?» — спрашиваю я. «Нет, не пропишу! Противоядие гневу и другим негативным эмоциям должно быть не физическим, оно должно находиться в сознании человека. Сострадание нужно развивать путем тренировки ума, применением интеллекта, анализа и осознанности. Не думаю, что возможно изобрести такую эффективную таблетку».
Что же, Далай-лама XIV все-таки остается сторонником традиционных методов воспитания. Это не удивительно, ведь буддийские монахи таким образом добиваются результатов в течение многих веков. Хотя я здесь с ними не полностью согласен и надежды оставлять не собираюсь. Развитие нейрофизиологии и когнитивистики уже многое прояснило во внутреннем устройстве мозга и механизмах эмпатии и сострадания. Нарушение их работы — такая же поломка, как, скажем, неработающий проектор или автомобиль. Следовательно, здесь подойдут и обычные методы ремонта. Все в мире и человеке можно починить, если знать, как оно устроено.