Грэм Хилл: Редактирование своей жизни — главный навык этого века
Одной фотографии достаточно, чтобы решить: 130-метровая квартира основателя проекта LifeEdited Грэма Хилла состоит из одной комнаты. В которой при этом еще и нет кровати. За несколько минут апартаменты меняются так, словно вы попадаете в павильон голливудского блокбастера: двигающиеся стены превращают одну комнату в шесть, шкафы можно раздвинуть вширь, а стенка трансформируется в складную кровать.
Чтобы прийти к философии «меньше вещей — больше счастья», Хиллу потребовалось несколько лет. «Что лежит в коробке, на которой я сижу? Видимо, что-то важное, раз я перевозил это барахло с одной квартиры на другую», — начинает свое выступление на конференции TED Грэм Хилл под смех аудитории. Сейчас Грэм ездит по миру в качестве спикера и рассказывает о связи окружающего пространства и нашего мироощущения. Помимо этого, проект LifeEdited помогает клиентам сознательно организовывать интерьер квартиры. Специально для «Сноба» Грэм Хилл рассказал, почему считает редактирование и убирание из своей жизни лишних вещей главным навыком XXI века:
— В 1998 году я продал созданную мной компанию по веб-дизайну за 10 миллионов долларов. На эти деньги я сразу принялся покупать кучу вещей. Довольно скоро я обнаружил: вместо того чтобы делать меня счастливым, все покупки стали для меня источником стресса и отнимали слишком много времени. Я тратил силы и время на то, чтобы следить за их состоянием, поддерживать в чистоте, хранить... да просто даже думать о них! Несколько лет спустя я влюбился в девушку, у которой были проблемы с визой. Вскоре ей пришлось уехать из Америки, а я поехал вместе с ней. Следующие несколько лет мы путешествовали по миру: основали несколько успешных фирм, встречали потрясающих людей и ездили в удивительные места. Все необходимое умещалось в пару чемоданов. После этого я осознал, как мало мне нужно вещей для того, чтобы чувствовать себя счастливым. И тогда начал избавляться от того, что не было важным в моей жизни. Этот процесс занял несколько лет.
С чем-то было трудно расставаться по сентиментальным причинам. Например, карманные часы моего дедушки для меня гораздо дороже рождественского подарка от не самого близкого друга. К слову, избавляться от подарков может быть довольно трудно, потому что люди ожидают, что эти вещи будут тебе очень дороги. Но когда ты постепенно сужаешь свои потребности только до того, что тебе по-настоящему нужно, подарки — первое, от чего избавляешься. Тогда же я открыл для себя эту взаимосвязь: когда избавляешься от того, к чему привязан меньше, становится легче расстаться с тем, что для тебя по-настоящему дорого. Я также завел привычку фотографировать некоторые вещи — это способ «сохранить» их без неизбежного накопления огромной кучи барахла.
Постепенно я открыл для себя связь между окружающим пространством и собственным мироощущением. Есть исследование, которое доказывает, что дети лучше учатся, когда в классах вокруг них практически голые стены. Это идет вразрез со всем, что нам привычно. Ведь большинство людей предполагает, что развешанные на стенах математические формулы, алфавит или художественные работы подстегнут креативность и желание обучаться. В реальности это просто-напросто отвлекает детей от обучения. Думаю, то же самое можно сказать об интерьерах наших квартир. Мы можем фокусироваться только на одной вещи за один раз. Когда вокруг меня беспорядок или слишком большое количество мебели, много вещей или журналов, мне становится тяжелее расслабиться. Чистое окружающее пространство позволяет мне сфокусироваться на том, что я делаю в настоящий момент. Будь то работа, медитация или даже просмотр телевизора.
К моменту, когда я приобрел свою квартиру LE1, у меня уже было очень немного потребностей. Мы с дизайнерами так хорошо спланировали пространство, что сейчас в моей квартире больше места, чем вещей. Тогда я понял, что наше мироощущение очень зависит от возможности убрать из жизни те вещи, которые на самом деле нам не нужны. «Редактирование» своей жизни — пространства, потребления информации, круга друзей — главный навык этого века.
Выбирая следующую покупку, обратите внимание на то, где проходит грань между просто использованием ее и привязанностью. Есть прекрасная цитата: «Любите людей, а не вещи. Пользуйтесь вещами, а не людьми». Думаю, что важно помнить об истинном назначении вещей: они созданы, чтобы мы их использовали. Не важно, насколько они прекрасны, насколько чудесный у них дизайн или даже насколько они полезны. Отношения и опыт — вот то, что делает нашу жизнь прекрасной, а не автомобили, телефоны или одежда. Я стараюсь не пересекать границу, когда я забочусь о вещах больше, чем о людях. Я могу оценить факт обладания ими и получать удовольствие от использования, но любить их? Это чересчур.
Напоследок я бы назвал четыре принципа, которые помогают правильно организовать пространство и, как следствие, нашу жизнь. Первый — выберите вашу фирменную стандартную одежду, которую можете носить каждый день. Есть экстремальные примеры вроде Стива Джобса, который носил одну и ту же водолазку и брюки каждый день. Но в других случаях это могут быть две или три пары брюк, которые идеально подходят к такому же количеству рубашек. Это не только избавит вас от лишнего количества одежды, но также сильно упростит вам жизнь. Вы не страдаете и не тратите время, выбирая идеально подходящую друг другу пару, поскольку знаете, что ваша ежедневная «униформа» выглядит и работает на все сто процентов. К слову, хорошо бы позаботиться, чтобы она действительно выглядела красиво.
Второй принцип — инвестируйте средства в складную кровать. Это самый простой способ сэкономить 3-4 квадратных метра в помещении и заставить комнату служить большим целям. Например, совместить гостиную с домашним офисом.
Третий принцип — не экономьте на качестве. Покупая вещь, которая стоит дороже в два раза, но при этом будет служить в четыре раза дольше, вы уже наполовину снизили ее стоимость.
Последнее наблюдение снова касается одежды. Эксперты говорят, что 80% нашего гардероба остается неиспользованным. Если вы не надевали какую-то вещь ни разу в течение года, подумайте о том, чтобы избавиться от нее.
Подготовил Александр Мурашев
Грэм Хилл — американский предприниматель, основатель проекта TreeHugger (эко-блог, в 2010 году купленный компанией Discovery за 10 миллионов долларов) и LifeEdited, в рамках которого помогает клиентам организовать пространство своей квартиры наиболее сознательным образом. Выступление Грэма Хилла «Меньше вещей — больше счастья» на конференции TED посмотрели почти 3 миллиона человек