Три билборда на границе с Палестиной. Как израильский художник пытается помирить евреев с арабами
Всю свою жизнь вы создавали политические постеры, а одной из центральных тем стал израильско-палестинский конфликт. Почему ваше творчество так плотно связано с политикой?
Всю мою творческую жизнь предопределило одно событие: в 1977 году в Тель-Авив приезжал президент Египта для того, чтобы мирно разрешить израильско-палестинский конфликт. Тогда мне показалось, что это настоящий символ мира или, скорее, символ поиска мира. Израиль тогда отказался сесть за стол переговоров. Затем началась война, и меня призвали в армию. Именно тогда я ощутил, что есть не военный путь решения конфликта, и мне хотелось бы рассказывать об этом как можно большему количеству людей.
За прошедшие с тех пор 40 лет я создал множество постеров, которые были посвящены израильско-палестинскому конфликту. Я стал сооснователем движения в поддержку мира Peace now и создал для них логотип. Вообще в Израиле сегодня достаточно много таких организаций. Например, Breaking the silence, куда ходят израильские солдаты, которые собирают свидетельства о происходящем на оккупированных территориях.
Насколько свободными чувствуют себя современные израильские художники?
И я, и мои друзья-художники чувствуют, что могут свободно выражать свои идеи, хотя и не настолько свободно, как раньше. Сказываются атаки со стороны правой партии на движения, которые выступают за мирное разрешение израильско-палестинского конфликта. Вдобавок общественные настроения во всем мире становятся все более и более правыми, особенно после прихода Дональда Трампа. В Израиле сегодня националисты хотят занять лидирующие позиции в управлении государством и продвигают соответствующие идеи. Мне страшно, ведь фашистский режим возник не за один день, а тоже набирал силу постепенно.
Может ли искусство в любом из его форматов изменить реальность?
Я не верю, что искусство может изменить реальность — оно воздействует на умы людей. Постеры, которые я создаю, могут заставить людей думать. Человек при помощи искусства видит себя настоящего. Я лишь могу поддерживать определенный ход его мыслей. Чтобы менять реальность, надо быть гигантской корпорацией, а не художником с тремя ассистентами и личной студией. Реальность слишком сильна. А постеры — это мой вклад в культуру.
Раньше постеры были королями графического дизайна. В 1920-х годах после революции в России они играли огромную роль в культуре и были важны для коммуникации. С развитием массмедиа это влияние утратилось: телевидение и рекламные кампании с их билбордами вытеснили постеры. Так что этот формат перестал быть способом коммуникации большого количества людей. Думаю, в будущем этот формат будет больше ориентирован на мир искусства и станет средством самовыражения художника.
Что происходит с современным графическим дизайном? Какие основные тенденции вы наблюдаете в этом направлении искусства?
Я думаю, что сегодня вместо «графического дизайна» правильнее употреблять словосочетание «коммуникативный дизайн». Современные графические дизайнеры все больше хотят говорить со своими зрителями. Думаю, это часть digital-революции в мире дизайна, и мы сейчас находимся где-то посередине. Она ожидает нас всех. Правда, в одном я уверен: художники всегда будут использовать свои мозги и руки. Так что личность художника для искусства по-прежнему очень важна.
Увидеть работы Давида Тартаковера и познакомиться с ним лично можно будет на фестивале TYPOMANIA, который проходит в Музее Москвы с 26 мая по 3 июня. Полную программу фестиваля смотрите на typomania.ru.
Беседовала Василиса Бабицкая