Дмитрий Буткевич: Посвящение Тарковскому
Музей AZ — это первый и единственный в России музей, посвященный художнику Анатолию Звереву; он часто подписывал свои работы этой аббревиатурой.
Зверев давно признан одним из главных представителей так называемого «неофициального» советского искусства 1950–1980 годов. Частный музей хранит не только огромную коллекцию работ самого Зверева (около 1500 единиц хранения!), но также и крупное собрание произведений его современников-нонконформистов.
Специфика Музея AZ состоит еще и в том, что, по замыслу организаторов, у него нет постоянной экспозиции; коллекция, постоянно ротируясь, представляет разные грани творчества неофициальных художников третьей четверти 20-го века. Сейчас, например, здесь работает выставка «Зверев-GALA» — лучшие работы мастера из собственного музейного собрания.
Характерная черта выставочных проектов музея — они всегда синтетичны, то есть объединяют в общем экспозиционном пространстве разные виды искусства. Показ живописи и графики сопровождается видеоинсталляциями, сюжетами кинохроники, событийными фото и, как правило, оформляется театральными декорациями.
Одной из самых эффектных — и эффективных, кстати, если судить по реакции и обычных посетителей, и профессиональных критиков, — выставок прошлого сезона стал совместный проект Музея AZ и Фонда Дзеффирелли (Италия) «Новый полет на Солярис».
Это была уже третья часть своеобразной выставочной трилогии, задуманной куратором Музея AZ Полиной Лобачевской, а посвященной, что понятно из названия, творчеству Андрея Тарковского. Трилогия сопоставляла наследие Тарковского, которого можно назвать нонконформистом в кинематографии, с творчеством художников — его современников и единомышленников.
Первая часть «Трилогии Тарковского» прошла в фойе московского Электротеатра и сочетала архивные документы и фотографии со съемочной площадки «Сталкера» с поистине космогонической живописью Петра Беленка; экспозиция называлась «Предвидение». Вторая часть, занявшая Новое пространство Театра наций, свела вместе эпизоды и детали сценографии «Андрея Рублева» с повествовательно-символической графикой и живописью Дмитрия Плавинского («Прорыв в прошлое. Тарковский&Плавинский»).
Третья часть проекта была показана нынешним летом во Флоренции, в палаццо Сан-Фиренце, совместно с Фондом Франко Дзеффирелли. Великий русский кинорежиссер встретился с современным ему великим кино- и театральным итальянским режиссером в сопровождении 34 живописно-графических произведений из собрания Музея AZ: всего 12 художников. Разных, но чем-то похожих своим «нелинейным» отношением к окружавшей их и Тарковского тягучей советской действительности, засасывающей и подавляющей, наподобие океана Соляриса.
Здесь безглазые лица Олега Целкова и символико-кубистические «головы» Владимира Янкилевского соседствуют с цветочными гуашами Владимира Яковлева, сюрреалистические кувшины Дмитрия Краснопевцева и пейзажи Юло Соостера спорят с дробными постмодернистскими миражами Дмитрия Плавинского, рядом — неокубические миры бронзовых торсов Эрнста Неизвестного и игральных карт Владимира Немухина; коллажи Лидии Мастерковой, Петра Беленка и Франциско Инфанте; наконец, маэстрия красок Анатолия Зверева.
Вот что говорит о выборе места и партнера проекта «Новый полет на Солярис» гендиректор Музея AZ Наталия Опалева: «Франко Дзеффирелли — легенда мирового искусства — родился во Флоренции. Андрей Тарковский жил во Флоренции после отъезда из СССР. С Италией связаны такие судьбоносные моменты в биографии Тарковского, как вручение “Золотого Льва” на Венецианском кинофестивале, совместная работа с Тонино Гуэррой над сценарием и съемки фильма “Ностальгия”».
Пространство церкви XVIII века, в котором расположен Фонд, было превращено как бы в салон космического корабля: три церковных нефа-«корабля» с круглыми сводами были закрыты условным цилиндром, напоминающим корпус космолета, с иллюминаторами, включающими картины и видеопанели. Работа художника выставки Геннадия Синева несомненно отсылает к прототипу — собственно к ленте «Солярис».
...Помнится, тогдашние астронавты, по воле Тарковского, брали с собой к звездам репродукции Брейгеля, Венеры Милосской и, конечно, «Троицы» Андрея Рублева. Устроители «нового полета» наполнили корабль нонконформистами. Под сводами церкви-звездолета звучал Бах в обработке Эдуарда Артемьева. А в центральном нефе место алтаря символично занял круг экрана, где демонстрировался видеоарт, основанный на редких материалах, связанных с творчеством Тарковского.
Вот что говорит куратор проекта Полина Лобачевская: «Благодаря проекту “Новый полет на Солярис” мы укрепились в своей вере в то, что художники Советского Ренессанса были и являются весомой частью великой европейской культуры».
Сейчас проект продолжит путешествие по Италии и с 13 октября по 31 декабря будет показываться в Милане, в Королевском дворце города Монца. А затем его можно будет увидеть в Москве, на ВДНХ. Разумеется, в павильоне «Космос».
Автор — руководитель отдела культуры радио «Коммерсантъ ФМ»