Лучшее за неделю
3 сентября 2018 г., 10:00

Аделина Амлинская: Что придет на смену школе

Читать на сайте
Фото: Kirill Kukhmar/TASS

Есть несколько вещей, которые вызывают ностальгию при мысли о школьных годах. Чувство стабильности и защищенности. Жажда новых знаний. Радость от общения с друзьями. Ожидание захватывающей жизни, которая вот-вот начнется.  

Было ли все это на самом деле или нам просто удобно так думать?

Если от школы вас отделяют 20–30 лет, то вы уже почувствовали, что земной шар стал вертеться как будто быстрее, привычный мир на глазах развалился на куски, а вместе с ним и иллюзия стабильности будущего. Сколько из нас сейчас работают по профессии, выбранной в институте, живут там, где родились, и сохраняют верность своему первому работодателю? Сколько из того, что мы учили в школе, мы вообще помним и — что важнее — можем применить на практике?

По мнению экспертов, большая часть современных профессий исчезнет до 2030 года, а соответствующие работы будут выполнять роботы. Постоянное повышение квалификации и приобретение новых навыков стали необходимым условием выживания на рынке труда. Накопление и распространение знаний происходит в таком объеме, что умение находить нужную информацию оказалось намного важнее способности ее запоминать. Чему из этого научила нас или учит сейчас современная школа?

Мы должны предоставить детям инструменты для изучения окружающего мира, но путь выбирают они сами

Школьная система в привычном для нас понимании давно не соответствует требованиям реальности. Простого обновления учебной программы уже недостаточно: происходит смена парадигмы, получившая название unschooling — не-школьное, или свободное обучение. В рамках такой методики дети больше не ходят в школу, все обучение происходит дома. Основным отличием unschooling от всех остальных систем домашнего обучения является отказ от жесткой, линейной программы обучения и изменение его вектора — отныне не учебный план диктует ребенку, какие знания и в каком порядке он должен усваивать, а ребенок сам волен выбирать интересующие его области и последовательность их освоения. Он также может не выбирать и не изучать то, что не считает интересным. Отправная точка здесь — вера в то, что дети от природы тянутся к знаниям и способны интуитивно выбирать направления и способы своего развития. В этом состоит и главный вызов, который система unschooling бросает традиционным моделям обучения и, в первую очередь, нам, взрослым. Насколько мы готовы доверять своим детям, сколько свободы мы можем выдержать? И насколько мы сами готовы участвовать в этом процессе, сопровождать и поддерживать их? Традиционная школа дает родителям иллюзорную возможность переложить ответственность за развитие и, зачастую, воспитание ребенка на плечи учителей. А что будет, если окажется, что прятаться больше не за кого?

При системе unschooling задача родителей состоит в создании и поддержании благоприятной среды, позволяющей детям раскрывать свои способности. Мы должны предоставить им инструменты для изучения окружающего мира, но путь выбирают они сами. Познание происходит через совместную деятельность и общение, не сдерживаемое никакими рамками — ни возрастными, ни иерархическими. В результате развиваются коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект — именно те области, которые невозможно делегировать роботам. Отказавшись от привычного антагонизма между «хочу» и «надо», семья перестает быть полем военных действий, а из счастливых и свободных детей вырастают уверенные в себе и способные любить взрослые. Таким образом, unschooling выходит далеко рамки системы обучения, превращаясь в жизненный выбор — выбор в пользу доверия, творчества, самостоятельности и свободы.

А вы готовы встретиться со своей свободой лицом к лицу?

Подготовил Александр Мурашев

Обсудить на сайте