Вадим Ковалев: Волонтерство выгодно бизнесу
Волонтерство многогранно и многопрофильно, оно давно шагнуло за пределы некоммерческого сектора — в государство и в бизнес. Если мы с вами собрались и поехали в детдом, мы обычные волонтеры. Мы либо хорошо воспитаны, либо мы верующие, либо хотим волонтерить для личностного роста, либо у нас какая-то другая мотивация.
Как-то мне рассказали о девушке, как бы сейчас сказали, с низкой социальной ответственностью, которая во время Первой чеченской войны ездила по госпиталям и бесплатно оказывала сексуальные услуги раненым бойцам: так, по ее мнению, она спасала изувеченных мужчин от суицида, возвращала им веру в себя. Это пример волонтерства профессионального — Pro bono. К этому же типу относится, например, оказание бесплатной юридической помощи малоимущим. Наши американские коллеги говорят, что профессиональное волонтерство может быть до 300 раз эффективнее обычного. Условно говоря, вот волонтер посадил кустик, но если бы он был профессиональным пиарщиком и создал вирусный ролик или сайт, то получил бы пожертвования и смог купить и посадить 300 кустов. Так работает профессиональное волонтерство.
Мы заказывали социологическое исследование, которое показало, что 52 процента россиян занимаются волонтерством в одиночку. То есть культура работы в команде у нас только формируется. При этом социологи отмечают, что 15 процентов людей вовлекаются в волонтерство через компанию. Если мы работаем в компании, которая сделала внутреннюю рассылку о волонтерской акции, выделила яркую форму (бесплатные футболки и кепки очень мотивируют), оплатила трансфер, — это корпоративное волонтерство. Оно может выходить за рамки компании: то есть мы можем привлекать к акциям НКО и местных жителей. Просто тут все более четко и профессионально организовано, а сами корпоративные волонтеры — те же люди, которые, например, сдают кровь или ищут пропавших. Корпоративное волонтерство — одна из передовых практик. Им, в первую очередь, занимаются крупные компании с большими ресурсами, такие как «Норильский никель». Однако возможности для корпоративного волонтерства может найти и средний, и малый бизнес.
Компании проводят порядка десяти акций в год. Это не так много. Люди все разные: не все могут поехать в собачий приют из-за аллергии, сдать донорскую кровь по состоянию здоровья или поехать в хоспис из-за личной трагедии. Поэтому задача руководителя — дать сотрудникам максимум возможностей для раскрытия своего потенциала. Потом они уже сами начнут генерировать идеи и вовлекать в волонтерские акции людей извне.
Корпоративное волонтерство очень выгодно бизнесу. Оно поддерживает активность компании в социуме и обходится дешевле, нежели, например, спонсорство футбольных команд. Прокачивает лидерские качества, креативность, навыки работы в команде. Сотрудники становятся вовлеченными и более лояльными к компании, а значит, неравнодушными. Они не пройдут мимо нарушений техники безопасности и с большей вероятностью сделают рационализаторские предложения по работе.
Подготовила Анна Алексеева