Английский для детей: 6 правил изучения иностранного языка
1. Развитие должно происходить в форме игры
Изучение иностранных языков дает не просто знание языка, но и очень важный опыт для развития гибкости ума, понимания многообразия мира и разных типов коммуникации.
Можно условно поделить дошкольников на три группы: младшая — дети трех — четырех с половиной лет, средняя — четырех с половиной — пяти с половиной лет и старшая — начиная с пяти с половиной лет и до момента, когда ребенок идет в школу. Однако для всех детей до семи лет ведущим видом деятельности является игра, именно через игру они познают мир, и все, что вокруг них происходит, вписывается в эту игровую доминанту. При этом важно понимать, что не обязательны казаки-разбойники или прятки. Когда ребенок строит что-то из кубиков или рисует, в его сознании тоже происходит игра.
Иностранный язык нужно правильно преподносить, чтобы «ребенок играющий» воспринимал его. Есть такое понятие, как «травма иностранного языка». Когда ребенок, освоив родной язык, вдруг сталкивается с иностранным — его это шокирует, потому что он потратил два-три года на то, чтобы выучить один язык, а потом оказывается в среде, где выученная система знаков не работает. Здесь важно заранее формировать у ребенка представление об иностранцах как о людях привлекательных и симпатичных, но при этом по-хорошему странных, для которых знакомые ребенку вещи называются иначе. Собачка говорит «гав-гав», кошечка говорит «мяу-мяу», а Алекс говорит «hello-hello».
Родителям важно самим испытывать интерес к иностранным языкам. Когда родители сами не знают язык — им лучше его учить вместе с ребенком, слушать и читать книги вместе. Что касается изучения слов и букв, то есть два подхода: от букв к словам и от слов к буквам. Второй путь может быть более сложным, потому что буква не связывается напрямую со звуком. Например, буква i в английском языке читается четырьмя разными способами в зависимости от расположения в слове.
2. В игре важен процесс, а не результат
Исходя из этой логики, играть с ребенком можно во что угодно: в астрономию, географию, математику. Важно при этом не изучать, не воспитывать, а именно играть. Амбициозным родителям стоит помнить, что результат в этом возрасте — не главное. Не стоит смотреть и сравнивать, как тот же вид деятельности получается у других детей, не нужно ставить каких-то определенных измеримых целей. Главное для дошкольника — сам процесс игры, который уже впоследствии сделает все результаты достижимыми. Когда родители, вместо того чтобы заинтересовать ребенка, учат его «по-школьному», то способности не развиваются, а ребенок чаще всего теряет интерес. Потом ребенок пойдет в школу и, так или иначе, попадет в некие рамки: мир, где есть правила, где учат, как надо делать, и чаще всего не позволяют создавать новое. Сейчас важно поймать момент, когда восприятие ребенка свободно, а сознание открыто для нового, чтобы дать набор навыков и умений.
3. Разностороннее развитие — ключ к успеху
Основная задача родителей в период до семи лет — постараться, чтобы развитие было сбалансированным. Многие родители концентрируются на чем-то одном, например интеллекте, и совершенно забывают о развитии физическом. В итоге детям с высоким уровнем интеллекта часто не хватает энергии и сил, чтобы этот интеллект эффективно применять. Да и сами дети, когда вырастут, могут не обрадоваться, что родители лишили их выбора.
Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, есть несколько видов интеллекта:
- логико-математический,
- лингвистический,
- телесно-кинетический,
- пространственный,
- музыкальный,
- личностный.
Родителям, которые хотят воспитать благополучного и счастливого дошкольника, важно помнить про эту многогранность развития.
4. Иностранные языки — обязательная программа до семи лет
Безусловно, в программу минимум входит изучение иностранного языка. До пяти лет формируется уникальный навык «мультилингвизма», когда человек знает два языка как родные с раннего возраста. Таким людям последующее изучение иностранных языков дается гораздо проще. Билингвизм же может развиваться до 12–13 лет.
Сможет ли ребенок стать билингвом, если в семье говорят только на одном языке? Дело в том, что понятие билингвизма сейчас очень расплывчато. Много говорится о профессиональных билингвах: тех, кто дома говорит на русском языке, а на работе только на английском. Так же и у людей, которые получают образование на английском.
Важно помнить, что язык — это средство коммуникации в социуме и может изучаться эффективно только как таковое. Для маленького ребенка социум — это его семья и ближайшее окружение. Поэтому ребенка важно погружать в среду и социум, который на языке живет, играть, разговаривать, а не учить. Когда возможности воссоздать языковую среду нет, например, родители не знают или недостаточно хорошо знают иностранный язык, есть прекрасный аналог: мультфильмы, фильмы и книги на иностранном языке. Это максимально приближает ситуацию к естественной коммуникации и позволяет ребенку «впитывать» язык почти так же, как в полноценной языковой среде. Даже если ребенку что-то непонятно — ничего страшного. Главное, чтобы был ясен общий контекст, и центральная мысль мультика или книги была простой и понятной.
Так как язык — это средство коммуникации, нужно, чтобы ребенок учился использовать это средство. И лучше иметь опыт коммуникации с разными людьми, а не с одним преподавателем. Процесс должен быть планомерным, а не «забросили ребенка в группу и ушли». Сколько раз в неделю стоит заниматься? Не менее двух раз, желательно в группе численностью шесть-восемь человек. Родители могут присутствовать на первых занятиях, чтобы ребенку было комфортно, но присутствовать максимально незаметно. С ребенком лучше коммуницировать дома, а в школе дать место коммуникации с другими.
5. Каким должен быть преподаватель языка?
Сегодня в России модно изучать иностранные языки «с носителями» — всегда ли это полезно? Оказывается, зачастую национальная принадлежность учителя не играет абсолютно никакой роли. Что определяет хорошего преподавателя языка? Две вещи: совершенный уровень владения языком и умение выстроить контакт с ребенком. В конечном счете, ребенок должен захотеть играть и общаться именно с этим человеком. Вообще, для малыша понятие иностранного языка — слишком абстрактная концепция, с которой он в принципе не знаком. Вместо того чтобы говорить: «Сейчас ты будешь учить английский», ребенку стоит привить идею, что разные люди обозначают одни и те же объекты разными словами. Когда эта идея подкрепляется коммуникацией в форме игры, начинается естественное присваивание языка, а не перевод или заучивание.
6. А если ребенку не нравится какая-то область знаний?
Главное преимущество дошкольного возраста: у ребенка не сформировано разделение по сферам и областям знаний, он бесконечно открыт ко всему новому и любопытен. Иногда взрослые убивают любопытство и интерес, но если материал подан в интересной игровой форме, приятными людьми (особенно если это родители — самые важные и приятные люди в этом возрасте), то вряд ли ребенок откажется от активности. Если есть человек, с которым дошкольнику приятно общаться, он не будет думать, нравится ему английский или нет, ведь для него важно общение с этим человеком. Когда же ребенок отказывается от интересной игровой активности, то, возможно, он устал или просто не хочет. Не стоит его «дожимать», ведь вся прелесть игры, в отличие от учебы, в том, что это не обязательство, ребенок играет только тогда, когда этого хочет сам. Через некоторое время просто надо еще раз предложить эту игру — он наверняка не откажется.
Автор — Маргарита Артюшина