Royal Mansour: сказки Магриба
Хочешь ли ты увидеть сердце сказочного Магриба, спросили меня, хочешь ли побывать в Марракеше и провести ночь в одном из 53 риадов дворца-отеля «Роял Мансур», построенного королем Марокко Мохаммедом VI? Побродить по садам у огромного бассейна внутри окружающей отель крепостной стены, проход в которой устроен через колоссальную резную арку, розовую, словно рассвет над горами Атласа?
На такие вопросы всегда приятно отвечать.
С борта самолета Марокко видится как скомканная, темного цвета земля с вкраплениями зеленых квадратов полей и светло-желтыми нитями дорог. Справа тянется Атлантический океан — огромное синее пространство, закругляющееся к горизонту, с рассыпанными над ним белыми облачками. На вершинах Атласских гор белеет снег. В аэропорту Касабланки для гостей «Роял Мансура» устроен вип-сервис: специальный человек, разговаривающий на арабском, французском и английском, проводит мимо очередей и усаживает в принадлежащий отелю лимузин. От международного аэропорта Марракеша в отель ехать 15 минут, от Касабланки — 2,5 часа. Это само по себе особенное приключение — плавно катить в кондиционированном лимузине, словно личный гость короля, поднимаясь все выше в предгорья Атласа. Сочетание пустыни и видных на горизонте заснеженных гор удивляет красотой. Что-то похожее можно увидеть в Лос-Анджелесе, но в Марракеше впечатление не портят небоскребы и смог. Оно только усиливается благодаря тысячелетнему терракотовому городу с многочисленными касбами и риадами, естественно вписанными в пейзаж. Лимузин въезжает в медину с ее узкими улочками, мечетями и площадью Джема эль-Фна, названной так в честь соборной мечети (джема). Второе название — «площадь отрубленных голов». Хотя прошло много веков с тех пор, как в центре Марракеша рубили головы разбойникам, язык помнит.
«Роял Мансур» является мавританским дворцом в самом прямом смысле слова. Это отражается как в окружающей гостя с первого шага роскоши, так и в ценах. Король Марокко сам наблюдал за его строительством, пригласил лучших архитекторов, дизайнеров и мастеров и до сих пор временами размещает в отеле личных гостей королевской семьи. После шума медины и запахов восточного базара проход сквозь арку в крепостной стене на территорию отеля ощущается как проход в другой мир через магический портал. Первым получает заряд впечатлений нос: воздух наполнен запахом цветущих апельсиновых деревьев. Сад устроен так, что какие-нибудь деревья цветут в нем всегда, как и полагается в восточной сказке. Отцветает жасмин — зацветают лимоны, апельсины и гранаты, и так круглый год. Отельные «номера» — это трехэтажные риады, традиционные марокканские дома с внутренними двориками, каждый из которых обслуживает свой батлер и, говорят, еще команда из 10 официантов и горничных, неслышно передвигающихся по потайным коридорам, так что поймать их и пересчитать невозможно. Белье меняется само собой, мороженое с айвовым вареньем возникает словно по мановению волшебной палочки. В отделке риада — древесина кедра со склонов Атласских гор, медные пластины, отчеканенные вручную, вырезанные вручную из белого гипса кружева у притолок. Я далека от преклонения перед богатством ради богатства, которым страдал, например, Скотт Фицджеральд с его «очень богатые люди не похожи на нас с вами» («Ну да, у них больше денег», — ответил Хемингуэй. Надо сказать, что по меркам своего времени оба писателя были обеспеченными, Хемингуэй, например, владел домом с единственным на двести миль вокруг личным бассейном). Но нельзя отрицать, что часто результат вложения очень больших денег завораживает, если они вложены умело и с воображением. Смог бы Грей приплыть к Ассоль под алыми парусами, если бы ему не хватило денег на покупку шелка? Вот именно. «Роял Мансур» — это огромные деньги, роскошь почти избыточная, особенно по контрасту с окружающей его мединой. Но это не просто роскошь ради роскоши — это произведение искусства и ожившая восточная сказка.
Сейчас стиль потребления у людей из «золотого миллиарда» меняется, показывают социологические исследования. Вместо вещей люди собирают впечатления. Вместо покупки бриллиантов покупают прыжки с парашютом или поездку на джипе по Сахаре.
«Роял Мансур» — своего рода прыжок с парашютом, потому что его великолепие вызывает схожую сенсорную перезагрузку.
Нет смысла уезжать из «Роял Мансура» на экскурсии. За сутки мы не насладились и половиной предлагаемых отелем сокровищ — в одном местном спа можно провести неделю. Он весь ажурный, мраморный, золотой и белый, со специальными средствами ухода высших марок, с массажистами и косметологами, имеющими десятки наград и сертификатов. Помимо маленьких частных бассейнов в отеле недавно появился большой открытый бассейн в середине сада — если хочется себя показать и других гостей посмотреть, можно выйти к нему. Есть библиотека, чайный салон, четыре ресторана, управляемых шефом Yannick Alleno, имеющим три звезды Мишлена. В ресторанах предлагается как традиционная для Марокко берберская кухня, так и лучшие европейские и азиатские блюда. Три звезды — это мишленовский максимум, даже одну заслужить — немалая награда, так же Янник Аллено — тоже селебрити, звезда ножа и вилки, король кулинарии.
«Роял Мансур» — один из шести отелей, о которых рассказывается в новых документальных сериях ВВС «Удивительные отели мира».
Этот удивительное место для того, чтобы посидеть ночью на крыше своего личного риада (в окружении невидимых слуг, и не надо лгать, что вам никогда не хотелось иметь невидимых слуг) под огромными африканскими звездами с травяным чаем в руке. Подумать о том, как по-разному живут люди, и о себе — вот ты такой прилетел из холодной Москвы в тепло и королевскую роскошь, и теперь в твоей жизни было такое событие. Или ни о чем не думать, просто смотреть вокруг и вдыхать запах цветов. Поплавать в личном бассейне — тут же на крыше, завернуться в махровый халат и придвинуться ближе к камину (разумеется, на вашей крыше есть камин). Живой огонь, звезды, силуэт мечетей и пальм, переливающаяся голубым вода. Крик муэдзина.
Потом спуститься на второй этаж в спальню, темную и уютную, наполненную сокровищами, как и полагается королевским спальням, с прохладными полами из полированной плитки, покрытыми шелковыми коврами, с резными дверными проемами и расписными арками, с ванной комнатой, выложенной мрамором, лечь на простыни из египетского хлопка и попытаться уснуть. Мне это не сразу удалось от обилия впечатлений.
В окно был виден сад и месяц в опрокинутой позиции, непривычной для человека из северных широт. Он напоминал светящуюся лодку, плывущую по черным волнам.