Лучшее за неделю
Владимир Долгий-Рапопорт
4 декабря 2018 г., 18:44

Откуда берется сексизм в спорте

Читать на сайте
Фото: Jeffrey Lin

«Смотри, как девчонка классно принимает мяч и бьет. Не хуже мужика», — пишет мне знакомый в фейсбуке и сбрасывает видео.

«Вы чо, футболистки что ли? А нахера? Это ж все равно не футбол. Детей бы лучше воспитывали», — бросает какой-то мужчина, увидев, как девушки выходят на тренировочное поле в Лужниках.

С одной стороны, этих людей разделяет пропасть в отношении к женскому футболу, с другой — они говорят одно и то же.

Проблема женщин в футболе в том, что их не воспринимают как спортсменов (то есть людей играющих в футбол), а сравнивают с мужчинами. Положительное это сравнение или негативное — это все равно сравнение.

Вчера премию «Золотой мяч», самую престижную награду в футболе, впервые вручали женщине. Ведущий церемонии, после вручения награды, попросил победительницу Аду Хегерберг станцевать тверк. Он не хотел ее обидеть, просто «молодая, красивая девушка, да, она играет в футбол и играет лучше всех женщин, но мы же понимаем, что это, ну, не всерьез же настоящий лучший футболист. Так пусть хотя бы покрутит попой».

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

И дело не в том, что он сексист, он, скорее, просто идиот. Дело в том, что это общее отношение в Европе к футболу. «Женский футбол — это не футбол».

Этой осенью мы решили приглашать на тренировки GirlPower «звездных гостей» — футболистов или просто популярных людей, играющих в футбол. Мы просили прийти и либо провести тренировку, либо просто потренироваться вместе с девушками. Мы подумали, что это будет весело для девушек, а фотографии со знаменитостями покажут всем, что футбол — это клевый и доступный для женщин вид спорта.

Я написал восьми своим знакомым. Один отказался, честно сказав, что «с девочками тренироваться не будет — это фигня». Еще двое сказали, что им «совсем некогда, но когда-нибудь, конечно, обязательно», а пятеро просто не ответили.

Они не обязательно сексисты, ну, кроме первого. Скорее просто боятся, что после тренировки к ним в комментарии придут их поклонники и начнут шутить про «обмен футболками после игры», «подкаты на поле» и т. д.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

(Российская футболистка Надежда Карпова, игравшая в сборной «Чертаново» перешла в испанскую «Валенсию». Она стала единственной девушкой из десяти игроков, которую для проекта Backed by Messi («Команда Месси») выбрал Лионель Месси.)

Есть, конечно, совсем «талантливые» люди, типа Равшана Аскерова, который пишет в фейсбуке: «Он (женский футбол) — убогий. Как вообще женский спорт. Кроме пляжного волейбола».

Но это особый случай. Большинство же просто считает, что женщины и футбол — это либо «о, смотри, они тоже могут», либо «не нужно это никому, ничего они не могут».

Кстати, это в некотором смысле особенность футбола — в большинстве видов спорта сексизма намного меньше, например, в хоккее и баскетболе, и его почти нет в теннисе и волейболе.

Просто футбол в Европе очень консервативный. Тут нет играющих футболистов, которые бы сделали каминг-аут (только после завершения карьеры), мало чернокожих тренеров и все еще существуют профессиональные клубы, в которые не приглашают чернокожих игроков. Что уж говорить про женщин в управлении клубов или на поле.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Но все будет хорошо по двум простым причинам. Первая — из-за женщин, их влияния и денег.

С каждым днем мировое женское сообщество становится сильнее, и ссориться с ним не хочет уже никто. Насколько вероятно, что вас позовут делать что-то футбольное в Британии, если известно, что вы сексист, а Английскую премьер-лигу этой осенью возглавила Сюзанна Диннэйдж?

А вторая причина — деньги. Для футбольных клубов, организаций, производителей экипировки и атрибутики, телеканалов и брендов, которые там рекламируются, аудитория женщин — это возможность увеличить доходы в несколько раз. Все, что нужно — это привлечь женщин к футболу, чтобы они начали покупать то, что сейчас покупают в основном мужчины.

Год назад одна беттинговая компания хотела стать спонсором GirlPower. На встрече один из директоров этой компании сказал: «Все, что меня интересует, это чтоб ваши футболистки снимались голыми для нашей рекламы. У них все равно кроме сисек ничего нет, так пусть хоть мужскую аудиторию привлекут». Прежде, чем я успел встать и уйти, его перебил их генеральный директор: «Ты идиот, у них есть деньги, пусть привлекут женскую аудиторию». (Мы, разумеется, все равно не договорились.)

Но уже понятно, что все это просто вопрос времени.

Мужчинам придется рано или поздно решить — продолжать смотреть на все это со стороны и ждать или включиться в процесс. Потому что вам вряд ли понравится, когда на церемонии «Золотой мяч» ведущий предложит лучшей футболистке планеты станцевать тверк, а это будет ваша дочь.

Обсудить на сайте