Лучшее за неделю
23 января 2019 г., 16:35

Для чего нужна прописка: 5 вопросов эксперту

Читать на сайте
Фото: Artem Sapegin

Ɔ. Зачем современному российскому правительству институт прописки? Что он дает? В чем его преимущества и недостатки?

Сразу нужно оговориться, что прописка – устаревший термин. Люди используют его по привычке, но это неправильно. Помимо того, что институт прописки формально перестал существовать в 1993 году, он и содержательно отличается от регистрации по месту жительства. Российскому государству, как и любому другому в мире, нужно как-то вести регистрационный учет своих граждан (конечно, и приезжих — но это разговор про визы и рабочие патенты).  

То, что государство знает, сколько у него граждан и где они проживают, само по себе неплохо. Эта информация используется для принятия управленческих решений и организации жизни: рассчитываются объемы пассажиропотока, потребность в детских садах, больницах, более-менее равномерно распределяются потоки получателей государственных или муниципальных услуг — детей записывают в школы с учетом территориальной доступности и так далее. У государства есть понятный канал связи с гражданином по почте. Другой вопрос, как регистрация устроена — самая большая проблема действующих правил в России в том, что сегодня она так или иначе привязана к имущественным правам: чтобы быть зарегистрированным по определенному адресу, нужно или иметь это жилье в собственности (и оно должно признаваться жильем с точки зрения государства), или иметь хорошие отношения с собственником, который будет готов пройти ради вас бюрократические процедуры. Из-за этих ограничений множество людей, переезжающих в другие города по учебе и работе или проживающих не в тех местах, которые государство готово признать местом жительства, не уведомляют его о том, где фактически они проживают, даже если теоретически они не против это сделать.

Ɔ. Почему прописка необходима при оформлении других документов?

Как я уже сказала, часть обоснований — это то, что эта информация нужна органам власти для принятия управленческих решений. Однако, учитывая, что у нас практически каждый пятый в стране живет не по месту регистрации, очевидно, что никакие «организационные» процессы не перестают из-за этого работать даже при таком расхождении реальных и формальных данных. На мой взгляд, сейчас основная вещь, которая может быть преградой, чтобы изменить механизмы регистрации, — это отсутствие общероссийских реестров. Так, например, ничего не помешало отменить прикрепление к поликлиникам по регистрации по месту жительства. Сегодня при смене места проживания достаточно уведомить об этом свою страховую компанию и сообщить свой новый адрес, ничем его не подтверждая. Но невозможно пройти нарколога или психиатра не по месту регистрации для получения водительского удостоверения или разрешения на оружие.

Существующая система регистрации не то чтобы сильно ограничивает жизнь тем, кто хочет скрыться, но создает множество проблем законопослушным гражданам при переезде

Другой аргумент, который всегда возникает при обсуждении регистрации по месту жительства, — это вопросы безопасности (розыск преступников полицией, отслеживание террористов) и исполнения обязательств (информация для банков, судебных приставов и т. д.). Во-первых, когда мы «не знаем» о фактическом месте нахождения почти 20 процентов населения, это, на мой взгляд, говорит об этой системе как о неэффективном инструменте для обеспечения общественного порядка. Во-вторых, определенно и полиция, и банки располагают множеством других способов отслеживать нарушителей, не ориентируясь только на регистрацию, иначе бы они никого не находили. Кроме того, сам человек должен быть заинтересован в том, чтобы получать государственные уведомления, и для этого указывать свой фактический адрес, как это организовано в некоторых странах, а не государство — в том, чтобы гоняться за уклоняющимися по официальным адресам.

Существующая система регистрации не то чтобы сильно ограничивает жизнь тем, кто хочет скрыться, но создает множество проблем законопослушным гражданам при переезде. Это неправильно, что государство как будто считает, что все люди «жулики и злодеи», и усложняет правила для всех, чтобы поймать немногих.

Ɔ. Как и чем можно заменить нынешнюю регистрацию?

Самое важное, что можно сделать, — это руководствоваться уведомительным порядком в том виде, какой прописан в законе, по крайней мере для временной регистрации. И развести задачи административного учета и вопросы сугубо гражданского, семейного права (право пользования жилым помещением, обязанности по отношению к несовершеннолетним детям и так далее), некоторые публичные правоотношения (назначение социальных выплат и иной поддержки, обеспечение общественного порядка). Конечно, прежде чем что-то изменять, нужно аккуратно учесть все действующие правила и основных пользователей информации о регистрации. Например, в нашем исследовании выяснилось, что учет несовершеннолетних довольно плотно завязан на регистрацию по месту жительства родителей и других источников информации почти не имеет. Важно учесть и уже существующие возможности, например, возможности банковского сообщества или проверку СНИЛС и ИНН, чтобы не стучаться в открытые двери.

Ɔ. Почему государство закрывает глаза на обходные пути и на то, что миллионы людей живут без постоянной или временной регистрации в других городах и не платят за это штраф?

И хорошо, что закрывает глаза! Последнее, что нам нужно, — это ужесточение соблюдения правил регистрации в том виде, в каком они сформулированы сейчас. Это не тот вопрос, который требует решения административными штрафами. Кто отслеживает это нарушение и накладывает по нему обязательные выплаты? Этим занимается участковый уполномоченный полиции. На мой вкус, пусть он и дальше будет сконцентрирован на других, более серьезных и опасных вещах. Мирно и в остальном законопослушно проживающие не по месту регистрации люди — это не объект внимания участкового. Стимулировать уведомление государства о своем месте проживания нужно другими способами, так, чтобы человеку самому было выгодно об этом сообщать.

Многое из того, для чего когда-то говорили о необходимости регистрации по месту жительства, уже работает фактически без учета этой информации

Ну и, кроме того, исследование, которое мы когда-то провели, показало, что многое из того, для чего когда-то говорили о необходимости регистрации по месту жительства, уже работает фактически без учета этой информации, например, пенсионная система, здравоохранение, а для многого расхождение официальных и реальных данных на практике ни на что не повлияло. Значит, механизм регистрации неактуальный и его можно безболезненно модернизировать и сделать более удобным для людей.

Ɔ. Как другие страны обходятся без постоянной или временной регистрации? Чем они ее заменяют?

Вопросы регистрации в других странах решаются по-разному. Все зависит от сложившейся практики и традиций. Мало где совсем нет регистрации, например, в Индии. Следят за соответствием указанного адреса и местом фактического проживания практически повсеместно, но с разной степенью внимания и строгости. Во многих странах требуется указать адрес проживания в местной администрации или отделе полиции и подтвердить его договором аренды, несколькими оплаченными коммунальными счетами или полученным письмом «государственной почты», но часто достаточно его просто сообщить. В Германии, чтобы подтвердить адрес «временной регистрации», необходимо, чтобы арендодатель заполнил бланк в местной администрации.

В Австралии и Франции, как и в России, ребенок должен ходить в школу по месту постоянной регистрации. Но пока сложно представить, чтобы в России семьи просто переезжали и снимали квартиру поближе к нужной школе — отчасти, может быть, и потому, что это не решает вопрос со школой, поскольку арендодатели в России неохотно регистрируют семьи, тем более с несовершеннолетними детьми, даже при наличии официального договора аренды.

В Америке существует несколько отдельных систем. Социальное страхование отношения к месту жительства не имеет, но в этой системе зарегистрированы раз и на всю жизнь все проживающие на территории страны граждане. Есть также реестр регистрации в качестве избирателя, чтобы исключить двойное голосование, есть адрес, указанный в правах, и адрес для налоговой. Последний может не совпадать с фактическим, но так как туда приходят налоговые вычеты и налоговые уведомления, то лучше указывать адрес постоянного места проживания.

Подготовила Анастасия Степанова

Обсудить на сайте