Алексей Хазбиев: Почему Airbus отказался от выпуска самого вместительного пассажирского самолета
Когда-то разработка и производство сверхвместительного самолета A380 начались в расчете на повышенный спрос в странах Персидского залива. На исходе 1980-х и в 1990-е годы, стремясь как-то диверсифицировать свою экономику, некоторые арабские монархии собирались ускоренно развивать собственные авиакомпании — именно тогда появились Emirates и Qatar Airways. Расчет был на то, чтобы сделать свои страны важными пересадочными узлами (хабами) и привлечь значительную часть транзитных маршрутов из Европы в Австралию и далекие от Европы страны Юго-Восточной Азии. До появления Emirates и Qatar Airways такие полеты обычно осуществлялись через Гонконг, Сингапур, частично Таиланд и часто контролировались местными авиаперевозчиками. Новые компании стран Персидского залива решили изменить этот баланс в свою пользу. Аirbus же со своим сверхвместительным самолетом решил поучаствовать в обострении борьбы между старыми и новыми хабами. Предполагалось, что A380 купят связанные с авиастроителями Lufthansa и Air France, а также компании, заинтересованные в обслуживании дальних маршрутов с использованием своих или чужих хабов. В итоге самым массовым покупателем, приобретшим больше 100 самолетов A380, действительно стала компания Emirates, их закупила и австралийская Qantas, а также Singapore Airlines, Etihad и ряд других компаний.
Нынешнее решение завершить проект связано с несколькими причинами. Главная из них — четыре двигателя, которые использует A380. Они потребляют огромное количество топлива, что сильно сказывается на коммерческой эффективности самолета. По сути, это последний пассажирский самолет с четырьмя двигателями, который продолжает выпускаться. Сам Airbus уже в начале XXI века снял с производства четырехдвигательный А340, рассчитанный на дальние перелеты и могущий вместить почти 500 пассажиров. Не выпускается в пассажирской модификации Boeing 747, также работающий на четырех двигателях. Прекращен выпуск и российского Ил-96. Все эти самолеты постепенно выводятся из эксплуатации.
Однако на судьбу A380 сильно повлияла и та ставка, которая была сделана на ближневосточные компании как главных заказчиков сверхвместительного самолета. Странам Персидского залива в конечном итоге не удалось стать настолько успешными хабами, как это предполагалось. Прежде всего, не получается обеспечить необходимого пассажиропотока для загрузки лайнера в максимальной одноклассной комплектации, когда самолет может перевезти около 800 пассажиров. Так он, в частности, использовался и используется для доставки и отправки домой иностранных рабочих из Пакистана, Йемена и других стран — источников рабочей силы. Однако строительный сектор ОАЭ, который создавал главный массовый спрос на иностранных рабочих, так и не оправился после кризиса 2008 года, и в таком количестве неквалифицированная рабочая сила ОАЭ сейчас не нужна, а значит, падает и потребность в сверхвместительных самолетах.
Boeing 777-8X будет иметь дальность полетов на расстояние до 16 000 километров. Фактически он сможет совершать без посадки полеты на всех действующих мировых маршрутах
Кроме того, в мире появились новые самолеты, такие как A350 и Boeing 777, которые способны совершать сверхдальние рейсы без промежуточных посадок. В частности, в марте прошлого года был открыт первый беспосадочный рейс из Великобритании в Австралию. С октября совершаются прямые рейсы Сингапур — Нью-Йорк. Находящийся сейчас в разработке Boeing 777-8X будет иметь сертифицированную дальность полетов на расстояние до 16 000 километров. Фактически он сможет совершать без посадки полеты на всех действующих мировых маршрутах, включая самые дальние. Так что потребность в хабах будет снижаться.
Кроме того, и конкуренция между хабами регионе в последнее время обостряется. Важную альтернативу Дубаю в ближайшее время составит Новый аэропорт Стамбула, рассчитанный на годовой поток в 150 миллионов пассажиров и также планирующий обслуживать многочисленные стыковочные рейсы. Так что роль арабских стран в качестве главных узлов авиационного транзита не оправдала себя, а это в итоге оказалось «приговором» и A380.
Большой шанс заместить страны Персидского залива в качестве транзитера имеет и Китай. Высокая конкуренция между национальными авиакомпаниями, а также интенсивное строительство аэропортов в этой стране может позволить китайскому авиабизнесу делать выгодные предложения на рынке транзитных маршрутов.
Это, среди прочего, создает нишу для разрабатываемого сейчас проекта российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR-929. По моим расчетам, его эксплуатация начнется с 2026 года. В базовом варианте он должен быть рассчитан на полеты дальностью от 8000 до 10 000 километров. На сегодняшний день это закрывает потребности 95% китайских и 100% российских авиакомпаний — российские авиаперевозчики сейчас не осуществляют сверхдальних рейсов. Впрочем, делается самолет в расчете, прежде всего, на китайский внутренний рынок и должен вытеснить с него старые широкофюзеляжные самолеты. Китайцы также не очень заинтересованы в сверхдальних маршрутах. Однако если интерес к ним у китайских компаний появится, то самолет можно будет переделать для осуществления полетов дальностью до 14 000 километров (при условии меньшей вместимости).
Думаю, что у этого проекта очень серьезные перспективы. Китай уже подписал с итальянским машиностроительным холдингом Leonardo соглашение о создании совместного предприятия и закупке технологий для композитных секций фюзеляжа. Также с участием американских и российских компаний создается совместное предприятие по производству авионики, которая будет поставлена на самолет. С учетом огромной заинтересованности Европы и США в китайском авиарынке этот проект вряд ли попадет под санкции, несмотря на участие в нем России. Тем более что сборочная линия самолета будет построена в Шанхае. Санкции не создают большой угрозы и для тех элементов проекта, которые закреплены за Россией, в частности, для разработки композитного крыла нового самолета. В этой области Россия технологически независима от западных стран. Так что, хоть и с большим китайским участием, России все равно удастся сказать свое слово на рынке широкофюзеляжных самолетов.