Лучшее за неделю
18 марта 2019 г., 17:22

В Москве пройдет фестиваль «Виртуозы гитары». 8 фактов об этой уникальной серии концертов

Читать на сайте
Фото: пресс-служба

Артем Дервоед впервые взял гитару в руки в 6 лет, но у него ее тут же отобрали. Гитару принес в дом старший брат, а маленькому Артему, в руках которого все приходило в негодность, даже близко к инструменту подходить не разрешалось. Артем слушал Высоцкого и хотел быть как он — человеком с гитарой. Когда несколько лет спустя Артем попросил его отвести в музыкальную школу, но на класс гитары его не взяли. Он был настойчив, и родители отвели его в другую школу, где мальчика приняли. С тех пор он проводит с гитарой большую часть своего времени — уже больше 30 лет. Он стал одним из лучших в мире исполнителей на классической гитаре. Окончил Гнесинку и практически тут же стал в ней преподавать, выиграл всевозможные международные конкурсы, стал артистом престижного американского агентства Primavera Consulting, солирует в Карнеги-холл и Берлинской филармонии.

Домой в Москву Артем залетает редко — и только по важному делу: с 2015 года он — артистический директор фестиваля «Виртуозы гитары» на одной из самых больших и престижных академических площадок России — в московском Концертном зале имени Чайковского. В этом году это 4 дня концертов и пять тысяч зрителей — с 20 по 24 марта. Это совсем не та гитара, о которой мы думаем, не «город золотой» на квартирнике и рюмка водки на столе. Это академический масштаб и большой стиль: гитаристы во фраках солируют вместе с топовыми пианистами и симфоническими оркестрами, а слушатели в антракте чинно пьют шампанское. Специально для «Сноба» Артем назвал 8 причин, почему следует идти на «Виртуозов гитары».

1. Гитара, которой вы еще не слышали

Одного моего коллегу на концерте в региональной филармонии человек из зала попросил сыграть Цоя. Это мы можем, это несложно: мотив простой, и Виктор Цой, конечно, был большой поэт, к которому лично я отношусь с большим уважением. Но на самом деле, интереснее послушать, как звучит знаменитая «Кампанелла» Паганини на гитаре и понять для себя, что знаменитые классические композиции звучат очень свежо, если с симфоническим оркестром солирует не скрипка, а гитара.  

В этом году на «Виртуозах гитары» выступит Госоркестр имени Светланова с дирижером Валентином Урюпиным и еще потрясающе талантливый молодой пианист, победитель XV конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев.

Когда к симфонической мощи скрипок спиваковских «виртуозов» присоединится, например, гитара молодого итальянского красавца Флавио Сала — и они все вместе исполнят музыку из фильма «Список Шиндлера», уверен, зал будет сидеть со слезами на глазах. А когда выйдет японец Шин-ичи Фукуда, чтобы исполнить с камерным скрипичным оркестром Hey, Jude — переложение знаменитой песни «Битлов», которую сделал известный японский композитор Тору Такемицу, уверен, люди начнут подпевать, как на рок-концерте.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

2. Топовые гитаристы со всего мира

«Виртуозы гитары» в настоящее время ­­— это один из самых крупных фестивалей в мире, и поэтому к нам в Москву в конце марта приедет, без преувеличения, мировой цвет классической гитары. Это не конкурс — тут выступают только звезды, которые давно ни с кем не соревнуются. Перечислю главных хедлайнеров. Испанец Пепе Ромеро заглянет к нам в рамках турне в честь своего 75-летия. За свои гитарные заслуги он награжден орденом Изабеллы католической; он выступал перед принцем Чарльзом, перед папой римским, а самую большую славу он снискал в США: академические фанаты до сих пор помнят его выступления с легендарным филадельфийским оркестром.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Японец Шин-ичи Фукуда записал более 60 альбомов, его интерпретации сочинений японского же композитора Тору Такемицу считаются самыми яркими. И их он исполнит на фестивале. В очередной раз в Москву приедет любимец публики, молодой и страстный итальянец Флавио Сала, артист широкого репертуара, от классики до собственных аранжировок Клэптона или Морриконе. Французский молодой виртуоз Тибо Гарсия — победитель «французской Грэмми» — премии Victoires de la Musique Classique 2019 в номинации «Открытие года».

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

3. На открытии всегда премьера

Не каждый фестиваль академической музыки может похвастаться премьерой, а мы можем. Готовить ее — очень трудоемкая и, в определенном смысле, рискованная работа: никто не знает, как пойдет. Последние 4 года мировые премьеры на фестивале представлял я. Обычно, чтобы набраться сил, я зимой отправляюсь в Гоа отогреваться после сверхплотного гастрольного графика осени (в прошлом году два месяца провел в США и Европе и на Ближнем Востоке, концерты были чуть ли не каждый день) и готовиться к «Виртуозам гитары». Дело в том, что переложение музыки требует максимальной концентрации, и занимает это не один месяц. Для этого мне нужна только гитара, тишина и хороший вай-фай для связи с коллегами. Ну, и пара часов йоги с утра, чтобы настроиться на работу. Этой зимой я готовил переложение для гитары симфонии китайского композитора Тан Дуна. Вы точно слышали его сочинения — все, кто смотрел фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». За музыку к нему Тан Дун получил «Оскар».

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

4. На фестивале можно будет услышать секретный женский язык

Вообще сочинения Тан Дуна — крайне любопытный материал. Премьерой на нашем фестивале будет переложенная мною на арфу и гитару документальная симфония «Ню Шу: тайные песни женщин». Симфония основана на документальном фильме о женщинах из китайской провинции Хунань. Ню Шу — древний рукописный язык, тайно использовавшийся женщинами в феодальном Китае на протяжении сотен лет начиная с XIII века, который передают последующим поколениям только по женской линии. Тан Дун провел в этой деревне много времени, снял документальный фильм про этот тайный язык и секретные обрядовые напевы женщин. Из этих съемок смонтированы микрофильмы, к которым написана музыка симфонии «Ню Шу».

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

5. От Баха и Паганини до Фредди Меркьюри

Классические гитаристы вовсе не снобы — «раздвигать рамки» любят многие коллеги по классической гитаре. В программе четырех вечеров музыка на любой вкус, от танго Пьяццоллы и «Чакконы» Баха до Эннио Морриконе и Фредди Меркьюри. К счастью, технический прогресс в наше время позволяет гитаре быть громкой и быстро избавляет от предрассудка, например, что гитару не так слышно, как скрипку или фортепиано.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

6. Восточная академия

Академическая традиция Японии и Китая — отдельная история. Там, конечно, используют европейские традиции оркестровки, но создали свой язык изложения и мелодику, и смело вплетают в него импрессионистские приемы и фольклорные мелодии. Обо всем этом крайне мало материала на русском языке, в то время как японская и китайская классическая музыка уже стали своеобразной «бомбой» в США. Поэтому в день открытия фестиваля мы начнем с лекции главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Ярослава Тимофеева: «Догнать и перегнать Европу: современная музыка Восточной Азии». Она поможет подготовиться и к «Тайным песням женщин» китайца Тан Дуна, и к концерту японского композитора Тору Такемицу в исполнении солиста из Японии Шин-ичи Фукуды.

7. Дело молодых

Публика «Виртуозов гитары» на редкость молодая по сравнению с другими классическими концертами и фестивалями благодаря детям. В музыкальных школах России классы гитары всегда заполнены. На пианино или на скрипку чаще «загоняют» родители, сами дети обычно хотят учиться играть на гитаре. За счет детской любви гитара, думаю, один из самых узнаваемых и популярных музыкальных инструментов в мире. Единственное, в чем нам еще предстоит много работы, — это создание оригинального репертуара: по сравнению с пианино и скрипкой в распоряжении гитаристов на порядок меньше произведений для исполнения. И это задача нашего поколения исполнителей. Примерно этот же путь прошел в свое время Юрий Башмет с альтом, выведя его из исключительно оркестрового инструмента в солирующий.

8. Бесплатные мастер-классы великих

Вот для этих самых юных и страстных поклонников — детей и студентов — каждый год в рамках фестиваля мы организуем бесплатные мастер-классы со всеми главными именами. Поучиться у великого Пепе Ромеро или молодого, но уже получившего звание «Открытие 2019 года» во Франции Тибо Гарсии дорогого стоит, а наши слушатели получают такую возможность бесплатно, надо только зарегистрироваться. Попробуйте, скажите любому ученику гитарного класса, — у него тут же загорятся глаза.  

Полное расписание фестиваля — по ссылке.

Обсудить на сайте