Лучшее за неделю
29 марта 2019 г., 18:13

КЭФ'19. Президент АКИТ Артем Соколов: Что мешает российским интернет-компаниям конкурировать с мировыми в сфере торговли

Читать на сайте
Фото: Bonnie Kittle

Рынок интернет-торговли не имеет границ: человек может заказать товар из любой точки земного шара. Поэтому, выходя в интернет, российские производители и интернет-магазины автоматически вступают в конкуренцию на глобальном уровне с крупными игроками, такими как Alibaba, eBay, ASOS, Amazon. Как на внутренних, так и на зарубежных площадках одна треть от всех интернет-покупок приходится на бытовую технику и электронику, другая — на одежду и обувь.

Существующий лимит беспошлинного ввоза по весу — 25 килограммов — и по стоимости — 500 евро — незначительно сказывается на товарообороте в электронной коммерции, поскольку основная часть заказов, доставляемых из-за рубежа, по стоимости намного ниже этой суммы. Основная часть импорта в Россию идет из Китая: на него приходится 93% посылок, ввозимых в Россию, стоимостью не больше 20-30 евро. Всего за прошлый год в страну поступило 380 миллионов посылок из-за границы — практически миллион посылок в день.

Сегодня около 60% покупок российских граждан в интернете приходится на заказы в российских интернет-магазинах, а 40% на зарубежные, причем доля зарубежных компаний постоянно растет на протяжении последних 10 лет.

Отправляя товары, зарубежные компании по сути попадают в ситуацию «двойного налогонеобложения»: у них есть возможность вычитать НДС у себя в стране, и не платить его в России

Конкуренция идет не только между российскими и зарубежными интернет-магазинами, но и между производителями, и здесь российские компании оказываются в менее выгодных условиях. Отправляя товары, зарубежные компании по сути попадают в ситуацию «двойного налогонеобложения»: у них есть возможность вычитать НДС у себя в стране, и не платить его в России. У российских экспортеров ситуация обратная. В 2016 году Китай убрал все возможные беспошлинные лимиты. Сейчас любая посылка в Китай полностью облагается налогами:17% НДС и 42,5% налог на потребление — в общей сложности 60% за отправку товара на китайский рынок.

Несмотря на то, что с 2017 года действует нулевая ставка НДС при отправке экспорта, получить этот вычет достаточно проблематично: все бумаги должны быть подписаны на месте, а затем предоставлены в налоговую вместе с отчетностью об экспортной выручке. Таким образом складывается ситуация, при которой наш рынок открыт для всех, а для российских производителей доступ на иностранные рынки крайне проблематичен.

Российским поставщикам стоит обратить внимание на рынки стран СНГ и Европы, потому что китайский рынок и без того достаточно насыщен собственной продукцией

Если Россия хочет стать конкурентоспособной в области интернет-торговли, вопрос с импортом и экспортом необходимо решать. Можно перенять европейский опыт: компании становятся на налоговый учет той страны, в которую они отправляют товары и, соответственно, платят налоги в ее бюджет. В вопросе экспорта необходимо упростить процедуру получения нулевой ставки НДС. Для этого надо создать сквозную базу данных, совместив базы таможни и налоговой. Также российским поставщикам стоит обратить внимание на рынки стран СНГ и Европы, потому что китайский рынок и без того достаточно насыщен собственной продукцией.

У российской электронной коммерции есть огромный потенциал для роста: всего 3,5% розничной торговли приходится на интернет-магазины. Для сравнения, в США — 9%, в Китае — 23%. Я уверен, что в ближайшие 3-4 года доля покупок в интернете может возрасти до 10%. Уже сейчас заметна тенденция к росту: по прогнозам на 2018 год, весь объем российской интернет-торговли, включая покупки в зарубежных магазинах, должен был составить 1 триллион 250 миллиардов рублей. Пока точных цифр за 2018 год нет, но уже сейчас очевидно, что объем рынка превысил эту сумму.

Подготовили Арина Крючкова, Ксения Праведная

Обсудить на сайте