«Пылесос L'Oreal» и искусственный интеллект. Интервью с Олегом Ена об инновациях и патентах
Ɔ. Чем занимается ваш институт?
Мы предлагаем компаниям механизм, который помогает скорректировать технологическую стратегию. С 2016 года мы анализируем ситуацию в сфере патентов и определяем тренд технологического развития. Несмотря на то, что мы работаем в структуре Роспатента, по сути мы предоставляем выделенный технологический консалтинг бизнесу, чтобы предприниматели понимали, куда нужно вкладывать деньги.
Ɔ. А сами компании не могут это решить?
Проблема заключается в том, что мы живем в эру быстро развивающихся технологий, и поэтому даже очень гибкие и динамичные коммерческие компании не успевают за ними. Они долго согласуют стратегию технологического развития, например авиационную, а потом появляется инновация, те же промышленные дроны, и стратегия становится неактуальной.
Ɔ. По какому принципу вы делаете прогнозы? Разве можно предсказать, как мы будем жить через несколько лет?
Наша гипотеза проста: патенты — это ценная информация, потому что за нее компании платят деньги. Можно попытаться предсказать тренды, анализируя научные статьи, но проблема в том, что написание статей не связано с бизнес-вложениями. Потому мы анализируем, как компании распоряжаются своими патентами. Если, к примеру, компания получила патент на какую-то технологию в одной стране а на вторую — в шестидесяти, то вторая для нее очевидно важнее. Другой пример: одну технологию компания запатентовала и забросила, а другую поддерживает 20 лет, при том, что с каждым новым циклом патентования затраты возрастают. Анализируя эту информацию, мы понимаем куда идут лидеры во всевозможных отраслях: от нефти и газа до медицины и транспорта.
Ɔ. Кто пользуется вашим сервисом?
Три года назад у нас был один заказчик Газпромнефть, сейчас мы реализуем 22 проекта параллельно. У нас целая фабрика патентной аналитики, свои франчайзинг-центры, например, недавно мы открыли такой центр в Екатеринбурге. Пока это реализуется на уровне коммерческих компаний.
Ɔ. Вы работаете только с крупными корпорациями?
Изначально мы помогали только крупным фирмам, но в прошлом году разработали ландшафты, которые нужны для небольших компаний, ведущих разработки. Приведу пример. У российских производителей натуральной косметики есть неплохой экспортный потенциал, но им трудно конкурировать с гигантами косметической отрасли, которые буквально «пылесосят» все инновационные решения в области косметики. Этот феномен так и называется — «пылесос L'Oreal». Более мелким игрокам мы советуем следить за тем, какими технологиями интересуются крупные компании, и реализовать тоже самое с поправкой на масштаб и выходить в свою узкопрофильную зону.
Ɔ. Вы запатентовали вашу методику?
Она охраняется ноу-хау. У патента есть срок жизни, у ноу-хау — нет. Эту разницу обычно объясняют на хрестоматийном примере: Представьте сейф, в котором лежит рецепт приготовления Coca-Cola. В ней всего 9 ингредиентов, но только два человека в мире знают, какие и как их правильно смешивать. Эти люди никогда не пересекаются в одной точке земного шара. Они — ноу-хау кока-колы, и свой секрет они могут хранить до конца жизни. Если бы Coca-Cola оформила рецепт патентом, через 20 лет, как и любой патент, он бы стал общественным достоянием.
Ɔ. Можете ли вы выделить какие-то конкретные тренды в области патентов?
Сейчас очень активно патентуется все, что связано с искусственным интеллектом: у технологических гигантов IBM и Microsoft по 9 и 6 тысяч патентов в области искусственного интеллекта соответственно. Если говорить о конкретных направлениях рамках искусственного интеллекта, то самое динамичное — deep learning или нейронные сети: с 2013 года в 20 раз увеличилось число патентов по всему миру. В Китае даже проверяют по патентной базе научные статьи, и если изобретение не было запатентовано, то быстро патентуют его в своей стране. Еще одна сфера — технологические решения для умных городов: интеллектуальные пешеходные переходы, системы регулирования, энергопотребления, распознавания лиц.
Ɔ. Как будет выглядеть город будущего? Что нас ждет?
Я очень настороженно отношусь к прогнозам футурологов о том, что будет через 10-20 лет, потому что будущее вариативно и оно напрямую связано с настоящим. Есть такой метод прогнозирования — научно-технологический форсайт, когда ученые и рассуждают об изменениях, которые нас ждут в долгосрочной перспективе. Они понимают, что скорее всего их прогнозы не сбудутся, но при этом они фиксируют образ идеального будущего. Например, прогноз определяется до 2035 года а потом предпринимаются меры, чтобы повысить его вероятность.Это похоже на то, как родители растят детей: отдавая сына или дочь в балетную школу, они не могут быть уверены, что их ребенок станет танцором, но без этого вероятность такого будущего для их детей была бы еще меньше.
Подготовили: Арина Крючкова, Ксения Праведная