Лучшее за неделю
16 апреля 2019 г., 11:00

Почему сорвалась туристическая экспедиция в полярный лагерь Барнео

Читать на сайте
Фото: Галя Моррелл

Весь сезон 2018 года лагерь Барнео преследовали неудачи. Сперва, в связи с организационными трудностями, был перенесен на 2020 год «Последний хоккейный матч» с участием российского президента, который благословили папа Римский и патриарх Московский, а вслед за этим последовала отмена и самого сезона на Северном полюсе.

Барнео — сезонный ледовый лагерь, дрейфующий в десятках километров от полюса. Ближайший от льдины аэропорт находится в 1000 километрах к югу, в Лонгйире. Благодаря Барнео, Северный полюс превратился в один из самых эксклюзивных и дорогих курортов мира. Европейские монархи, арабские шейхи, тайкуны Кремниевой долины и российские миллиардеры сидят за минималистичным столом в камбузе Барнео бок о бок со знаменитыми художниками, учеными и писателями. За примитивной трапезой, состоящей из макарон по-флотски, рождаются многолетние союзы и партнерства, скрепленные священной печатью Полюса.

Барнео был создан в 2002 году бывшим штурманом полярной авиации Александром Орловым и его женой Ириной. Для организации лагеря использовали модель советской Высокоширотной арктической экспедиции (ВШЭ) — плавучей платформы для ученых и военных, следивших за передвижением американских подводных лодок. Только вместо военных на льдину Барнео стали приезжать любители экстремального спорта: лыжники, дайверы, бегуны и парашютисты. Билет на Полюс стоит от 20 до 60 тысяч евро, без учета дополнительных расходов на авиабилеты и отели в Лонгйире.

Успешный дрейф Барнео, быстро ставшего мировым брендом, прервала скоропостижная смерть Орлова. Во главе лагеря встала Ирина, хрупкая женщина с железной хваткой. Но женщина в Арктике, как считают многие полярники еще с советских времен, — это нонсенс. И хотя Ирине удалось прорваться через многочисленные бюрократические преграды и успешно провести сезон 2018 года, к началу сезона нынешнего она решила продать бизнес мужчинам, имена которых официально еще не обнародованы. Известно лишь, что они не из России. Но даже это не спасло организаторов от многочисленных проблем, связанных со спорами разных государств за влияние в Арктике.

Воздушное пространство над Северным Ледовитым океаном является международным, и ни одна страна не может ограничивать полеты других стран. То же самое касается и посадки на лед, которая регулируется Конвенцией ООН по морскому праву. У архипелага Шпицберген особый статус: согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года, формально он находится под норвежским суверенитетом, но Россия имеет там особые экономические интересы (добыча угля). Для посещения архипелага россиянам не нужна виза.

В 2016 году полеты чеченского спецназа на Северный полюс для проведения учений через Лонгйир вызвали крайне болезненную реакцию администрации столицы Шпицбергена и Осло, в результате чего были временно остановлены все полеты на Барнео.

Похожие обстоятельства привели и к срыву нынешней экспедиции. Для перевозки туристов и оборудования из Лонгийра на Барнео был зафрахтован украинский лайнер АН-74, способный садиться на ледовые аэродромы и вообще абсолютно незаменимый транспорт в высоких широтах. Успешно приземлившись в Лонгйире, экипаж, к изумлению организаторов и ожидающих пассажиров, отказался выходить из кабины и лететь далее на Барнео, поскольку лицензия, разрешающая команде полеты выше 80 градуса северной широты (то есть севернее Шпицбергена), была отозвана во время полета. Впрочем, есть версия, что отказ украинских пилотов на самом деле обусловлен конфликтом Украины и России.

Замирения Киева и Москвы арктические туристы ждать не могли: апрель — последний месяц, когда возможна подобная экспедиция, далее из-за таяния льдины ее проведение уже небезопасно. На замену вызвали АН-74, принадлежащий Исламской Республике Иран, хотя существовала опасность, что в этот раз свой административный ресурс использует уже Дональд Трамп. Впрочем, до этого дело не дошло, так как оказалось, что на оформление допуска для иранского АНа нужно слишком много времени.

Тогда из Канады вызвали Basler BT-67 — маленький, медленный, но надежный самолет. Он совершил  единственный технический рейс на Барнео, вывез десантников лагеря и единственного парашютиста-туриста, успевшего прыгнуть на Полюс с ИЛ-76, сбрасывавшего на льдину трактора и людей, которые занимались строительством ледовой взлетно-посадочной полосы. Но, вернувшись, Basler не смог взлететь снова: помешала погода. Прогноз сулил ухудшение в течение недели, в связи с чем было решено закрыть сезон. К этому моменту Лонгйир был переполнен. Многие люди ночевали на ковриках в домах местных жителей или в пустых лодках: мест в гостиницах не было.

В этом году я уже во второй раз собиралась ставить детский спектакль на Полюсе. Были приготовлены театральные декорации и костюмы, сшитые из мусора, собранного нашей экспедицией Arctic Without Borders совместно с детьми, которые живут на берегах могучих сибирских рек и фьордов Гренландии. В прошлом году в спектакле участвовали дети из Нью-Йоркского клуба исследователей. В этом году актерами должны были стать дети из России.

Сегодня мы укладываем экспедиционное и театральное оборудование — до следующего года. Но будет ли новый сезон на Полюсе? Здесь речь идет не только о политических неурядицах, но и о погоде. Из-за глобального потепления сезоны на Северном полюсе становятся короче и они все менее предсказуемы. Я помню, как в 1990 году (в то время я работала спецкором одной из центральных советских газет) мы взлетали с последней советской ВШЭ, СП-31, 9 мая, с крепкого льда. А сегодня 26 апреля — это предел, после которого льды начинают неумолимо таять и разломы полосы неизбежны.

На этой неделе последние туристы должны покинуть Лонгйир. Организаторы лагеря Барнео пообещали вернуть деньги клиентам незамедлительно. На днях должно прийти официальное сообщение от Барнео о причинах случившегося.

Обсудить на сайте