Что почитать на майские по теме «Культурология». Не скучно
Ари Турунен и Маркус Партанен: «Только после вас»
Финские писатели Ари Турунен и Маркус Партанен рассказывают, почему раньше считалось нормальным «выпустить газы наружу» и как жили в городах без канализации. Отрывок из книги «Только после вас», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер», посвящен «запретной теме»: Средневековье и естественные потребности человека:
«В Средние века прилюдно выпускать газы не считалось чем-то зазорным. Рожер I, носивший титул великого графа Сицилии, правил островом с 1071 по 1101 г. Бенедиктинский монах Гоффредо Малатерра отмечал, что этот человек, нормандец по происхождению, был прекраснейшим, велеречивейшим и наихрабрейшим правителем. Тем не менее он позволял себе публично портить воздух. Арабский историк Ибн аль-Асир пишет о том, как посол короля Балдуина посетил двор Рожера и предложил тому вместе отправиться завоевывать Северную Африку. Присутствовавшие при встрече дворяне с восторгом приняли это предложение, однако Рожер поднял ногу, издал крайне громкий и характерный звук и заявил, что это гораздо лучший совет, нежели тот, который дали сановники.
В Средние века полагали, что вонь кишечных газов — это запах самого дьявола. Поскольку на небесах все источало тонкие ароматы, люди верили, что ад является во всех отношениях противоположностью рая, — это же касалось и запахов. Считалось, что на шабашах колдуны и демоны катаются в моче и экскрементах, а также пьют и едят их. Во время процессов над ведьмами одним из главных обвинений против несчастных женщин было то, что они якобы целовали ледяной зад Сатаны. Таким образом, естественные выделения человеческого тела — кал, моча и сперма — использовались неестественным образом».
Читать далее.
Александра Баркова: «Четыре лекции о мифологических универсалиях»
В издательстве «Рипол Классик» выходит книга исследователя мифологии Александры Барковой. «Сноб» опубликовал самую популярную лекцию из книги — о Богине-Матери:
«Где у нас Богиня-Мать в чистом виде зафиксирована? В современном мире? Мы знаем ее у индийских племен дравидского происхождения, у них она почитается в виде дерева. Посередине деревни стоит дерево, обнесено заборчиком от несознательных животных,чтобы они с богини листики не объедали, потому что она воплощает в себе не только рождение и смерть, но и такую болезнь, как черная оспа. Если она прогневается, то дело может кончиться черной оспой. Вот такой она ужас.
Вы понимаете, что если посмотреть, как в традиционном обществе мужчина и женщина соприкасались со смертью, то женщина относится к миру смерти гораздо ближе, чем мужчина. Война в этом обществе дело не ежедневное и не основное. Убийство животных? Женщина свернет курице шею, мужчина пойдет в лес добыть зверя. Но женщина при каждых родах соприкасается со смертью.
И после этого, дорогие мои феминистки, вам будет хоть немного яснее отношение к женщине как к существу по определению нечистому. Более того, не просто к женщине, а к бабе. Кого называли бабой на Руси? Это рожавшая женщина. У нее может не быть ни одного ребенка, роды могли закончится смертью младенца, но если она родила,она баба. От свадьбы до рождения первого ребенка она — молодка, она баба от первых родов до потери способности к деторождению, после чего она становится старухой.
К слову, западноевропейская культура помешалась на девственности. Западноевропейская культура всячески сочиняет фэнтези, где, чтобы женщина была чародейкой, она должна быть девственной. Как лишить героиню магической силы, вполне понятно. Это чисто западные представления. На Руси же все четко и однозначно: полноценной магической силой обладает баба (отдельный вопрос о старухах). Волосы бабы — это воплощение ее магической силы, поэтому они всегда должны быть скрыты. О волосах мы еще будем говорить. Именно баба в традиционной культуре максимально часто связывается со смертью, поскольку смерть ей грозит при каждых родах, а рожает она в среднем раз в год.
Итак, причину мистического страха перед бабами—выяснили. Баба у нас — смертоносное существо в прямом смысле слова. Жизнь несет тоже, но с большей вероятностью — смерть».
Читать далее.
Виктор Бокрис: «Уорхол. Биография»
Автор биографии Энди Уорхола Виктор Бокрис подробно рассказывает о жизни художника, знакомит читателя с его окружением — близкими, любовниками и врагами. В 2016 году актер Джаред Лето, продюсер Майкл де Лука и сценарист Теренс Уинтер приобрели права на книгу и приступили к экранизации биографической драмы об Энди Уорхоле. На русском языке биография вышла в издательстве «Рипол»:
«Уорхол никогда не был так открыт сразу и общепринятым, и маргинальным явлениям американской культуры, как во второй половине семидесятых, когда проявлял активность слева и справа, в центре и по краям, имея дело с нормальным и с нездоровым. Джейми Уайет вновь оказался на "Фабрике", где Энди предложил ему помещения для работы над портретом Арнольда Шварценеггера. Энди нравилось присутствие на «Фабрике» поигрывающего мышцами бодибилдера-жеребца-киноактера с голым торсом, который впечатлял и зачаровывал гостей, и в той же мере был любопытен рутинный рабочий процесс Уайета, но через некоторое время наличие еще одного художника, работающего независимо от него, стало раздражать.
Все эти годы, сколько бы Энди ни разглагольствовал о том, какие все вокруг него прекрасные, неизменно подчеркивалось, что на "Фабрике" была только одна настоящая звезда. В этом, собственно, и был смысл всей схемы. Каждый находился там, чтобы утолять какую-нибудь из потребностей Энди, они были тут для него. Любой не вписывавшийся быстро сталкивался с игнорирующем, пренебрежительным отношением, нацеленным на то, чтобы заставить его чувствовать себя некомфортно, своего рода психологической отставкой, столь же эффективной, как и практиковавшееся среди паствы шестидесятых».
Читать далее.